Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Матча

От автора

Матчинский горный узел

В МАССИВЕ ТУРКЕСТАНСКОГО ХРЕБТА

На северном склоне Туркестанского хребта и в его окрестностях

К леднику Кшемыш

В истоки Джиптыка

Из долины Джиптыка в истоки Кшемыша

В урочище Уртачашма

В массиве хребта Минтэке

К истокам Каратуры

В ущелье Тамынгена

В южных окрестностях пика Гранитный

Перевалами из Каравшина в Карасу

К восточному и северо-восточному склону Туркестанского хребта

Из кишлака Сох старинным путем к истокам Ак-Терека

Через Туркестанский хребет

На южном склоне Туркестанского хребта

В МАССИВЕ АК-ТЕРЕК

К подножию ледника Райгородского

Рядом с короной пиков Скалистого и вершиной Боец

В восточном хребте массива Ак-Терек

В МАССИВЕ ЗЕРАВШАНСКОГО ХРЕБТА

На северном склоне Зеравшанского хребта

Через Зеравшанский хребет

На южном склоне Зеравшанского хребта и в его окрестностях

ИЗ САМАРКАНДА НА ЗЕРАВШАНСКИЙ ЛЕДНИК

В МАССИВЕ АЛАЙСКОГО ХРЕБТА

На северном склоне Алайского хребта

Через Алайский хребет

На южном склоне Алайского хребта

Дополнение к главе "В массиве Туркестанского хребта"

Туристские полигоны в Матчинских горах

Матчинский горный узел-89 - Путеводители

В южных окрестностях пика Гранитный

Здесь в водораздельном отроге сразу же за пиком 5287 м у стыка с Туркестанским хребтом располагаются интересные маршруты через перевалы Каратура-Снеж-ный, Черный, Суровый и Боковой. Первый и третий перевалы позволят перейти с ледника Каратура на ледник Тамынген или обратно. Маршруты по набору трудностей неравнозначны. Перевал Черный —вспомогательный для них, но ие теряет своей самостоятельности (расположен он в троге со стороны ледника Тамынген). Перевал Боковой — вспомогательный при подъеме на перевал Суровый с ледника Каратура.

Перевал Каратура-Снежный (ЗА—2Б*, 5150 м, 25) представляет собой связку препятствий: подъем на седловину собственно перевала Каратура в Туркестанском хребте, затем прохождение Снежного купола вершины Узловая (траверс) с выходом прямо на перевал Суровый, в водораздельном хребте ледников Каратура и Тамынген, откуда спуск по верхней восточной ветви ледника Тамынген (ее также называют южным притоком) на его тело. Маршрут высотный, с преобладанием снежной обстановки, интересен не только как спортивный объект, но и как панорамная точка.

Поднявшись на седловину перевала Каратура (4800 м), идем к вершине Узловая (5150 м) по широкому, снежному и снежно-осыпному участку гребня Туркестанского хребта, который полого переходит в склон вершины Узловая, обращенный к леднику Каратура. Первый участок гребня (около 100 м) наиболее крутой в своей верхней точке (до 60°), которая обходится траверсом справа по снежному склону (35—45°) вершины. Далее движемся по сильно разрушенным сланцам гребня (около 100 м, до 40°). Последний взлет (150—200 м, 30°) — частично по мелкой и средней сланцевой осыпной поверхности или по снежникам — на узловой участок вершины, представляющий собой площадку диаметром 20 м.

Отсюда открываются виды Туркестанского хребта: на востоке — пик Федченко (5484 м) с седловиной перевала Толстого, на втором плане — пик Туркестан (5409 м) и перевал Академика Королева. Далее неплохо виден массив Ак-Терек с пиком Скалистый (5621 м). Вдали, на юге и юго-западе, мерцает гребень Зеравшан-ского хребта. На севере — хребты и гребни отрогов Туркестанского хребта, а на западе — пик Пирамидальный (5509 м) в окружении ледников и снежников.

От узлового участка вершины полого спускаемся на северо-запад, к перевалу Суровый. На этом пути гребень снежноосыпной. Седловина имеет 100 м в ширину и 200 м в длину, слегка наклонена к западу и выложена черными сланцевыми плитами, из-под которых местами торчат причудливые скальные останцы. С нее хорошо просматривается на северо-западе (в 0,5 км) осыпной склон перевала Черный, позволяющего перейти из истоков верхней восточной ветви ледника Тамынген на соседнюю нижнюю восточную ветвь (иногда ее называют северным притоком ледника); спуск по ней выводит также на ледник Тамынген, но ниже ледопадной ступени. Маршрут в обратную сторону не менее интересен: с седловины перевала Суровый можно пройти на перевал Черный по заснеженному гребню водораздельного хребта) (500 м прямо вниз) и выйти в долину Тамынгена, как при спуске с перевала Черный.

Перевал Черный (1Б, 4800 м, 26). Он из черного сланца и расположен в западном плече предвершинного гребня пика Гранитный (5287 м), разделяющего два правых ледниковых притока Тамынгена. Первый из них — верхняя восточная ветвь Тамынгена, второй — нижняя восточная ветвь. Этот маршрут может быть использован для акклиматизационных, учебных и тренировочных целей.

На ледник Тамынген к подножию ледопада из одноименного ущелья идем, как описано на стр. 80. От подножия ледопада хорошо просматривается путь подъема по нижней восточной ветви ледника. Переход с ледника Тамынген в район устья ветви начинаем у места обхода ледопада Тамынген.

При подъеме в кулуаре, по которому течет ручей, придерживаться левой (по ходу) стороны. На пути встречаются снежники и моренные поля. При движении вверх остерегаться схода отдельных камней с гребня. У начала крутого взлета ветви участок открытого льда крутизной до 35°. Выйдя в небольшой ледовый цирк, где склон выполаживается до 20°, идем вправо (по ходу), преодолевая крутой (до 45°) фирновый взлет, выводящий на перевальный перегиб. Отсюда можно пройти на высочайшую панорамную точку Матчи, поднимаясь через седловину перевала Суровый, по простому вало-образному гребню, покрытому снегом (фирном),— это вершина Узловая (5150 м). Предвершинный гребень-широкий, путь по нему не сложен. С вершинной поверхности просматривается вся округа Матчи.

На перевале Черный есть места для ночлега. Спуск с него в цирк верхней восточной ветви ледника по простым разрушенным скалам крутизной до 40—45°. Из цирка на ледник Тамынген двигаться, держась левого борта ледниковой ветви, что позволяет миновать ледопад ледника Тамынген, если группа направляется в его верховья. При условии возвращения к подножию ледопада Тамынгена (кольцевой маршрут) надо при выходе из цирка верхней восточной ветви сразу же держаться правых скал средней трудности, затем по иим (полки, балконы, террасы) выходить вправо-вниз к устью нижней восточной ветви.

Перевал Суровый (ЗБ—ЗА*, 5100 м, 27). Иногда его называют Снежным. Маршрут соединяет верхнюю (западную) ветвь ледника Каратура с верхней или нижней восточной ветвью ледника Тамынген. Перевальный путь по абсолютной высоте составляет 1100 м со стороны скального останца, что на леднике Каратура, и представляет собой мощный снежно-ледовый барьер средней крутизной 45° с двумя сильно разорванными участками. Перемычка немного севернее вершины Узловая. У подножия склона — первый участок трещин, который можно обойти у правого борта предперевального склона. Через 300—350 м второй участок — обход также у правого борта. Перед вторым рваным участком в гребне восточного трога (плеча) вершины Узловая мощное понижение — перевал Боковой. Путь на него с юга по лощине трога. Эту перевальную перемычку можно использовать для обхода всей нижней части стены Сурового.

С перевала Боковой штурмовать перевал Суровый надо либо траверсом по восточному склону трога вершины Узловая в сторону перемычки Сурового, либо поднявшись 650 м до верхушки Узловой и спустившись с нее 50 м сразу! на перевал. Второй путь лежит по широкому снежно-ледовому гребню восточного трога. Крутизна вначале около 30°, затем 40°. Оба пути требуют серьезной подготовки.

Перевал Боковой (2Б—2А*, 4500 м, 28). Соединяет лощину, располагающуюся между Туркестанским хребтом у подножия перевала Каратура и массивом восточного трога вершины Узловая (5150 м), с цирком юго-западной ветви ледника Каратура. Путь к лощине от скального останца снежно-ледовый. Подъем из лощины на перевал вначале 200 м, 30°, затем 300 м, до 40°. Лед под снегом во многих местах разорван, но трещины можно обойти, если они видны. При выходе на перевал слева (по ходу) остается ледовая стена, заканчивающаяся высокими отрывами, под которыми просматриваются скалы восточного трога. Правее отрывов по восточной стене до вершины Узловая тянется снежно-ледовое покрывало.

Седловина перевала обширная. Спуск с нее (200 м, 30°, снежный) прямо вниз к подножию перевала в цирке юго-западной ветви ледника Каратура. От этого места, обходя по леднику массив восточного трога Узловой, можно выйти вновь к подножию перевала Каратура.







  
При физических нагрузках частота пульса человека увеличивается. Чем интенсивнее физическое усилие, тем, при прочих равных условиях, быстрее и в большей степени изменяется частота пульса. При самой интенсивной работе у нетренированного человека
Я позвонил в Лабораторию проблем Севера Московского университета, где работал тогда Бурханов. Мне ответили, что Василий Федотович сейчас в отпуске, отдыхает в одном из санаториев под Москвой. Когда я передал разговор Джо, тот огорчился: Как жаль. . . А не можете ли вы как нибудь передать ему, что я здесь, в Москве? Я уверен,
Адылсу впадает справа в Баксан в 2 км выше поселка Эльбрус (1770). Баксан в этом месте меняет направление с восточного на северо восточное (если смотреть со стороны верховьев). Автодорога в 100 м выше устья Адылсу переходит на правый берег Баксана и раздваивается:. правая ветвь ведет к верховьям
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему. Вариант,
На залитой солнцем поляне, среди прекрасного соснового леса, рядом с турбазой Тегенекли, находилось красивое двухэтажное здание гостиницы «Интурист». С директором ее, Женей Вавиловым, у меня были самые приятельские отношения. Как то Женя предложил провести зиму 1934/35 года на высоте 3200
Выход 10 час. Выйдя с курорта переходим мост и левым берегом по тропе движемся до коша у входа в д. р. Кельдыке. Вдоль реки по тропе поднимаемся до границы леса. Здесь удобные стоянки, можно отдохнуть. Затем по тропе до моренных валов. В процессе движения переходим ручей


0.079 секунд RW2