Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Литература     Восьмитысячники     Антарктида     Россия     Беллетристика  


Долог или короток?

Не читайте эту книгу!

ФЕМИНИЗМ: ВСЕМ ЛИ УДАСТСЯ ДОЖИТЬ ДО КОНЦА СВЕТА?

ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПРЕДИСЛОВИЮ

О ЖЕНСКОЙ ЛОГИКЕ И КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЯХ

НЕ БЕЙ АРГУМЕНТОМ ПО ГОЛОВЕ

ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ, БУДЬ ИМ

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

НЕТ НИЧЕГО, ЧЕГО НЕ МОГЛИ БЫ МУЖЧИНЫ

ГОРЫ - ЛУЧШЕЕ, ЧТО ЕСТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ

АВТОПОРТРЕТ НА ФОНЕ ГОР

КАК МЫ НЕ ПОКОРИЛИ ДОМБАЙ

ЭТО ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ЗА ГИССАРСКИМ ХРЕБТОМ?

ОТБЫТИЕ ДЕЛЕГАЦИИ САНКЮЛОТОВ ИЗ МОСКВЫ

"КАК БЫ ОТСЮДА ВЫБРАТЬСЯ?"

"В ЖИЗНИ КАЖДОГО ИЗ НАС ЕСТЬ СВОЯ АННАПУРНА..."

И НЕСКОЛЬКО СЛОВ В ЗАКЛЮЧЕНИЕ...

Волос долог, ум короток - Марина Гарф

НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ

Многих интересует вопрос: не приближает ли феминизм давно обещанный конец света? Однозначно ответить трудно, но можно попытаться опереться на исторический опыт.

Самыми знаменитыми феминистками в истории человечества были амазонки, женщины-воительницы. Как ни удивительно, об амазонках написано не так уж много, но, конечно, не потому, что они этого не заслужили. Просто в те времена, когда они жили, все средства массовой информации находились в руках мужчин, которые и до нашей эры были заинтересованы в освещении достижений женщин не больше, чем сейчас.

Были и исключения. Так, по утверждениям древнегреческих историков, Гомер, являвшийся одним из основных средств массовой информации, сочинил не только "Илиаду" и "Одиссею", но еще и поэму "Страна Амазония", которая, однако, в отличие от "Илиады" с "Одиссеей", прославляющих подвиги героев-мужчин и дошедших до нас в поразительной целости, несмотря на их непомерный объем, почему-то вообще не сохранилась. Ни единой строчки ни при каких раскопках найдено не было. Интересно бы знать, почему?

В результате вся информация об амазонках, содержащаяся в древнегреческом эпосе, оказалась "привязанной" к подвигам героев-мужчин: Геракла, Тесея и Ахилла.

Чтобы меня не обвинили в том, что я несу отсебятину и приписываю древнегреческим персонажам то, чего они вовсе не совершали, все свои соображения я буду подкреплять цитатами; кое-что взято из популярной книги Н.А.Куна "Легенды и мифы Древней Греции", но главным образом - из капитального труда английского поэта Роберта Грейвса "Мифы Древней Греции". Р.Грейвс не только подробно изучил все литературное и историческое наследие, доставшееся нам от древних греков, но глубоко его прочувствовал, а потому, как мне думается, ему можно верить во всем, и особенно в тех случаях, когда он расходится во мнении с другими авторами.

Например, в некоторых источниках (включая "Британскую энциклопедию" и нашу дореволюционную Брокгауза и Эфрона) утверждается, что термин "амазонки" происходит от слов "а" и "мазон", что означает "безгрудые". Потому якобы, что в Амазонии девочкам выжигали правую грудь, чтобы впоследствии она не мешала натягивать тетиву лука. И это при том, что, как отмечает та же энциклопедия Брокгауза и Эфрона, абсолютно на всех дошедших до нас изображениях (статуи, рельефы, картины и прочее) у амазонок "идеально красивые фигуры с обеими грудями, но с весьма развитыми мускулами".

Волос долог, ум короток. Марина Гарф.

Роберт Грейвс считает такое толкование фантастическим; по его мнению, слово "амазонки" имеет армянские корни и означает "лунные женщины". Конечно, он прав. И очевидно, что такую идиотскую теорию - что женщина может пожертвовать своей красотой ради стрельбы - могли придумать только мужчины. Это им кажется, что уметь стрелять - самое главное в жизни. При этом, как всегда, они считают именно женщин способными на глупость и быстро сочиняют соответствующий миф. Почему-то нет мифа о том, что боги предложили мужчинам пожертвовать своей красотой ради искусства меткой стрельбы. Скажем, необратимо облысеть или что-нибудь нужное себе отрезать, но зато научиться точно целиться.

А между тем мужчины, сочинявшие мерзкие пасквили на амазонок, могли бы заметить, что женщины, напротив, готовы пожертвовать чем угодно, лишь бы хорошо выглядеть. Что говорить о рядовых гречанках, если даже богиня Афина "бросила флейту, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо". (Можно себе представить, как бы она выглядела, если бы изобрела валторну или гобой).

Хотя все без исключения древнегреческие мифы были созданы мужчинами, а потому заведомо необъективны, тем не менее даже из них ясно, что женщины в Древней Греции находились в приниженном положении и были лишены права голоса. С ними никто не считался, а потому им приходилось отстаивать свои права любыми доступными им способами.

Так, например, дочерям сицилийского царя Кокала очень нравилось, как рисует Дедал, который сбежал на Сицилию с Крита от царя Миноса, и им не хотелось с ним расставаться. Минос же требовал вернуть Дедала обратно. Тогда эти славные девушки, любительницы живописи, "уговорили отца согласиться на требования Миноса и принять его как гостя во дворце. Когда Минос принимал ванну, дочери Кокала вылили ему на голову котел кипящей воды". Понятно, что после ванны Миносу было уже не до Дедала, потому что, как повествует Овидий, "умер Минос в страшных мучениях".

Иногда борьба за права женщин принимала массовый характер. Так, 50 данаид (дочерей царя Даная) не хотели выходить замуж за 50 сыновей Египта (и были правы, потому что те приходились им двоюродными братьями), но их к этому принудили.

Ничего хорошего из этого не вышло. Как только кончился шумный свадебный пир, замолкли гимны и потухли брачные факелы, началось совсем не то, чего можно было бы ожидать в этой ситуации. Данаиды, которым заботливый отец заранее выдал по кинжалу, oприкончили своих, только что приобретенных, мужей.

Но вернемся к амазонкам. История этого удивительного народа в изложении Роберта Грейвса выглядит следующим образом. Первой известной амазонкой можно считать Лисиппу, которая отличалась пренебрежением к браку и приверженностью к войне.

После того, как оскорбленная такими противоестественными наклонностями богиня любви Афродита ее за это покарала, Лисиппа повела своих дочерей вдоль побережья Понта Эвксинского (не что иное, как Черное море) в долину реки Фермодонт. Здесь они разделились на три племени, каждое из которых основало свой город. При этом Лисиппа установила такой порядок, что "мужчины должны делать все домашние дела, а женщины - сражаться и править".

Скифы называли этих необычных женщин "эорпата", что означает "мужеубийцы". Они были известны прежде всего как воительницы, и кавалерия - их изобретение. У них были медные луки и небольшие щиты в форме полумесяца, а шлемы, плащи и пояса они делали из шкур диких зверей. По некоторым источникам, обычным оружием амазонок были короткие острые секиры.

Лисиппа до того, как пала в бою, построила огромный город Фемискиру и нанесла поражение всем окрестным племенам. На добычу от своих походов она строила храмы.

Правившие позднее три знаменитые амазонские царицы - Марпесса, Лампадо и Гиппо - захватили большие владения в Малой Азии и Сирии и основали несколько городов, в том числе и такие известные, как Эфес и Смирна. В Эфесе они установили под буковым деревом изваяние богини Артемиды, где Гиппо совершала жертвоприношения, после которых, амазонки сначала исполняли танец со щитами, а' затем водили хоровод, одновременно ударяя о землю ногой под аккомпанимент дудочек, поскольку это было до того, как Афина изобрела флейту.

В один из походов амазонкам удалось даже захватить Трою (Приам тогда был еще ребенком), после чего они с богатой добычей вернулись к себе на реку Фермодонт; в то время в их трех городах правили Ипполита, Антиопа и Меланиппа. Возможно, им лучше бы было задержаться в Трое или переждать} где-либо в другом месте, потому что именно в это время Гераклу надлежало совершить его девятый подвиг - добыть принадлежавший Ипполите золотой пояс бога войны Ареса (между прочим, амазонки были дочерьми Ареса и то ли наяды Гармонии, то ли самой Афродиты - точно не установлено).

Дальнейший ход событий невозможно описать лучше, чем это сделал Роберт Грейвс.

"Прибыв к устью реки Фермодонт, Геракл бросил якорь в бухте Фемискиры, где Ипполита нанесла ему визит и, плененная его мускулистым телом, предложила ему пояс Ареса как дар в знак ее любви. Однако Гера уже была тут как тут и, нарядившись амазонкой, стала распространять слух, что чужеземцы хотят похитить Ипполиту. Услышав это, амазонки сели на лошадей и поспешили к кораблю. Геракл, подозревая предательство, тут же убил Ипполиту, снял с нее пояс, схватил ее секиру и другие доспехи и приготовился постоять за себя. Он по очереди перебил всех предводительниц амазонок и после большого побоища обратил их войско в бегство."

Существует и другая версия:

"Ипполита отказалась отдать Гераклу пояс, и они сразились. Он выбил ее из седла и стал над ней с занесенной дубиной, предлагая пощаду, но она предпочла не уступить и умереть".

Приходится признать, что обе стороны выглядят тут не лучшим образом. Готовность амазонок принимать на веру любые слухи показывает, что они недалеко ушли от обычных домохозяек. А про Геракла и говорить нечего: зрелище здоровенного мужика, готового прикончить лежащую женщину дубиной, просто вызывает отвращение.

Более сложные (и длительные) отношения сложились у амазонок с другим древнегреческим героем - Тесеем.

Первая версия: Тесей принимал участие в походе Геракла против амазонок и в качестве своей доли добычи получил царицу амазонок Антиопу. При этом она влюбилась в Тесея и в доказательство отдала ему город Фемискиру.

Вторая версия: Тесей посетил страну амазонок несколько позже вместе с Перисфоем и его друзьями. Амазонки были обрадованы приездом стольких красивых мужчин и ни в чем им не противились. Антиопа пришла приветствовать Тесея дарами, но не успела она подняться на корабль, как Тесей поднял якорь и похитил ее.

Так или иначе, но на какое-то время Антиопа смирила свой воинственный нрав, тихо и мирно жила с Тесеем и даже родила ему сына - Ипполита. Однако эта идиллия продолжалась недолго, лишь до тех пор, пока Тесей не заключил союз с критским царем Девкалионом и не решил жениться на его сестре Федре. Ему следовало бы быть осмотрительнее и не забывать, что его первая, хотя и незаконная, жена - урожденная амазонка. Как рассказывали уцелевшие свидетели, Антиопа "нарушила свадебные празднования, ворвавшись во всеоружии на пир и угрожая перебить гостей". Тесей распорядился быстро закрыть двери, и в жестокой схватке Антиопа пала.

Однако побоищем на свадьбе дело не ограничилось. Причем дальнейшее развитие событий в этой семье принимает такой оборот, что вопрос с феминизмом запутывается окончательно.

Казалось бы, на примере Антиопы видно, что иметь женой амазонку довольно хлопотно: как только что-то в поведении мужа ей не нравится, она тут же хватается за оружие. Лучше жениться на настоящей женщине, мягкой и женственной, отдающей предпочтение, в соответствии с заповедями Афродиты, любви, а не войне, и не знающей, с какого конца заряжается лук.

Именно такой женщиной и была Федра. И что же из этого вышло?

Слово Роберту Грейвсу:

"Женившись на Федре, Тесей отослал своего незаконнорожденного сына Ипполита к Питфею, который сделал его наследником трона в Трезене. Федра страстно влюбилась в него. По совету своей старой кормилицы она в письме призналась ему в любви: "Почему мы не можем уехать и пожить вместе хоть недолго под предлогом, например, охоты? Ведь никто не сможет заподозрить нас в искренних чувствах друг к другу. Мы уже живем под одной крышей, и наше внимание друг к другу воспримется всеми как невинное и даже достойное похвалы". Ипполит в страхе сжег это письмо и пришел в покои Федры, громко ее порицая. Она же стала рвать на себе одежды, раскрыла настежь все двери и закричала: "Помогите! Помогите! Меня хотят обесчестить!", а затем повесилась на дверной раме, оставив записку, в которой обвиняла Ипполита в чудовищных преступлениях".

Боюсь, что четкого ответа на вопрос, какая жена лучше - помешанная на войне или на любви - из древнегреческого эпоса нам не получить. Более того, закрадывается мысль, что если бы все женщины стали такими, как Федра, возможно, это и было бы концом света. Мужчинам так, во всяком случае, могло бы показаться.

Конечно, жена, разгуливающая по дому в звериной шкуре и постоянно держащая в спальне под подушкой острую секиру, - не подарок. Но она, по крайней мере, предсказуема, и если муж ведет себя прилично (с точки зрения амазонки), у него есть шанс выжить.

Осталось рассказать о встречах с амазонками еще одного популярного древнегреческого героя - Ахилла. Ему довелось встретиться с ними у стен осажденной Трои, куда войско амазонок во главе с Пентисилеей прибыло на подмогу царю Приаму. Для этого у Пентисилеи были сугубо личные мотивы: перебив греков, она рассчитывала заслужить прощение богини Артемиды за то, что ненароком убила свою сестру (при невыясненных обстоятельствах, но вроде бы на охоте).

Поначалу дела пошли неплохо: как гласит предание, Пентисилея "хорошо проявила себя в войне, убив многих греков," и якобы даже несколько раз обращала в бегство самого Ахилла. Однако в конце концов он с ней справился. Относительно того, что было после, мнения расходятся. Версия первая, лирическая Пораженный необычайной красотой Пентисилеи, Ахилл почувствовал, что им овладевает любовь к убитой. Погруженный в печаль, стоял Ахилл над 1 прекрасным телом, но тут подошел Терсит и обвинил его в некрофилии.

Версия вторая, женоненавистническая Ахилл в первой же стычке поразил Пентисилею копьем и за волосы стащил с седла. Когда она лежала на земле и умирала, греческие воины кричали: "Бросьте эту воительницу собакам, чтобы она не занималась тем, что по природе не положено женщине!" Хотя Ахилл требовал, чтобы ее похоронили с почестями, Диомед взял тело за ногу и отволок в реку Скамандр. Как ни неприятно, вторая версия представляется более правдоподобной.

А теперь последний, но немаловажный вопрос: были ли у амазонок еще какие-либо отношения с мужчинами, кроме того, что они их периодически убивали? Все источники отвечают на этот вопрос однозначно: были. Правда, сведения насчет частоты и продолжительности этих отношений расходятся.

Так, англичане, никогда не придававшие сексу особенно большого значения, считают, что амазонки, чтобы их племя не вымерло, один раз в год посещали проживавшее по соседству племя гаргарейцев. По мнению пуританской "Британской энциклопедии", одного раза в год вполне достаточно.

Роберт Грейвс, хотя и англичанин, но поэт. Как всякий поэт, он тонко разбирался в вопросах любви (был трижды женат) и понимал, что любой здравомыслящий человек может поверить в миф о рождении Афродиты из морской пены, но в байки про любовь один раз в год - никогда! Поэтому приводимые им сведения гораздо более достоверны и правдоподобны. Сексуальные экскурсии амазонок, по мнению РГрейвса, выглядели следующим образом:

"В назначенный день весной группы молодых амазонок и гаргарейцев встречаются на вершине горы, разделяющей их земли, и проводят вместе два месяца. Как только амазонки обнаруживают, что они беременны сразу же возвращаются домой. Родившихся мальчиков отправляют к гаргарейцам, где их распределяют по хижинам по жребию".

Не все однако, были так неразборчивы. В частности, царица амазонок Минифия (по другим данным, это была Фалестра) не собиралась иметь ребенка от какого-то никому не известного гаргарейца и стала подыскивать потенциального отца на стороне. Как и всякой любящей матери, ей хотелось, чтобы ее дочь была лучше всех. В данном случае это означало: иметь дочь - выдающуюся амазонку (своего рода "Геракла в юбке"), способную перебить почти всех мужчин. Понятно, что при таких запросах годился не всякий донор.

Самым подходящим кандидатом, конечно, был Зевс, известный не только своими исключительными физическими данными и буйным темпераментом, но и многочисленными любовными приключениями на стороне. Проблема, однако, была в том, что никто в точности не знал, как практически можно соблазнить бога, тем более постоянно живущего на Олимпе.

Минифии (или, возможно, Фалестре) пришлось умерить свои аппетиты и подобрать себе другой объект, попроще и подоступней. Этим другим объектом оказался Александр Великий.

Минифия (или все-таки Фалестра?) прибыла к нему и без обиняков, со всей прямотой амазонки, объявила о цели своего визита. Как отреагировал Александр и что было после - история умалчивает. Зато достоверно известно, что эта решительная женщина гостила у него 13 дней. Затем она. вернулась к себе, но через непродолжительное время скончалась.

Если бы на свет появилась дочь царицы амазонок и Александра Великого, унаследовавшая задатки обоих родителей, возможно, наша история пошла бы совсем по-другому. И сейчас мужчины отстаивали бы свое право иметь еще один специализированный мужской журнал, кроме "Домоводства", право работать подмастерьями на производстве и медбратьями в больницах и участвовать в работе квартальных комитетов самоуправления. А наиболее эмансипированные даже замахивались бы на службу в армии.

Возможно, это было бы лучше для человечества. Или хуже? Кто знает...






  
Абалаков В. М. Основы альпинизма. М. , ФиС. 1958. Агаджанян Н. А, Миррахимов М. М. Горы и резистентность организма. «Наука», 1970. Альпинизм. ФиС, 1954. Апполов Б. А. Учение о реках. Изд во МГУ, 1963. Башенина Н. В. Формирование современного рельефа
Номера экспедиций и время их работы Руководство Экспедиционные суда Капитаны судов Название станций Начальники станций Число участников экспедиции зимовочной сезонной судовой состав Первая САЭ 1955 1957 М. М. Сомов В. Г. Корт д/э «Обь» д/э «Лена» «Рефрижератор №7» И. А. Ман А. И. Ветров М. А. Цыганков.
Обзорная схема Западного Тянь Шаня. Чаткальский хребет отходит от Таласского Алатау в истоках рек Карасу, Узунахмат, Чаткал и на протяжении почти 120 км образует северное обрамление Ферганской долины. Южный склон хребта имеет ширину от гребня до подошвы 35 50 км, протяжение
Редактор Расскажите
о своих
походах
1983 г. Этот случай произошел в горах Памиро Алая. С седловины перевала вниз вел длинный 60 градусный ледовый склон. Двигаться решили по перилам. В месте перестежки на вторую веревку стояли двое, ожидая, пока внизу приготовят очередную лоханку
1983 г. Для нас знакомство с виндсерфингом произошло шесть лет назад в новом микрорайоне Москвы Строгине. На местном водоеме наше внимание привлек человек, неуклюже и с невероятным напряжением стоявший на доске. Он держал в руках парус, то и дело смешно
12. 07. 88 г. В 7. 00 час. утра основная часть группы ушла до ущелью Чон Кызыл су на ФГС (7 участников). Остальная группа (3 участника) Гутовский С. , Волошин К. и Редечкин А. уехали на том же автобусе в город Пржевальск, затем в летний выездной альплагерь Ала Тоо, стоящий в ущелье Каракол.


0.064 секунд RW2