Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Матча

От автора

Матчинский горный узел

В МАССИВЕ ТУРКЕСТАНСКОГО ХРЕБТА

На северном склоне Туркестанского хребта и в его окрестностях

К леднику Кшемыш

В истоки Джиптыка

Из долины Джиптыка в истоки Кшемыша

В урочище Уртачашма

В массиве хребта Минтэке

К истокам Каратуры

В ущелье Тамынгена

В южных окрестностях пика Гранитный

Перевалами из Каравшина в Карасу

К восточному и северо-восточному склону Туркестанского хребта

Из кишлака Сох старинным путем к истокам Ак-Терека

Через Туркестанский хребет

На южном склоне Туркестанского хребта

В МАССИВЕ АК-ТЕРЕК

К подножию ледника Райгородского

Рядом с короной пиков Скалистого и вершиной Боец

В восточном хребте массива Ак-Терек

В МАССИВЕ ЗЕРАВШАНСКОГО ХРЕБТА

На северном склоне Зеравшанского хребта

Через Зеравшанский хребет

На южном склоне Зеравшанского хребта и в его окрестностях

ИЗ САМАРКАНДА НА ЗЕРАВШАНСКИЙ ЛЕДНИК

В МАССИВЕ АЛАЙСКОГО ХРЕБТА

На северном склоне Алайского хребта

Через Алайский хребет

На южном склоне Алайского хребта

Дополнение к главе "В массиве Туркестанского хребта"

Туристские полигоны в Матчинских горах

Матчинский горный узел-89 - Путеводители

Рядом с короной пиков Скалистого и вершиной Боец

Восточная стена вершины Боец (5389 м)
Восточная стена вершины Боец (5389 м).

Перевал Боец (1Б, 4200 м, 63) позволяет пройти от истоков реки Кшемыш в цирк ледника Студеный и далее в долину Калаимахмуда. Перевал расположен в гребне хребта Карабель, рядом с северным плечом вершины Боец (5389 м).

Седловина перевала разделена большим жандармом. Наиболее безопасный путь через перевал — севернее жандарма; склоны южнее, находясь в непосредственной близости к вершине Боец, периодически обстреливаются камнями.

Путь к подножию висячего ущелья, расположенного со стороны Кшемыша и ведущего к предперевальнрму взлету, можно начинать как от летовки Тубек, так и от ледника Кшемыш (здесь есть скотопрогонная тропа на верхние пастбища склонов Карабеля). Оба варианта огибают бараньи лбы с водопадным потоком и ведут на зеленую поляну; с поляны осыпной склон (500 м, 30°) приводит к разрушенным скалам, правее которых возможно падение камней со скального жандарма. Отсюда путь по склону (200 м, 45°) выводит на некрутой снежник, а через 40 м — на перевал.

С перевала открывается вид на северо-западные горы Матчи, а на юго-востоке просматривается участок горного массива Ак-Терек с пиком Голыш (4880 м) и вершиной Утрен Северная (5200 м).

Спускаемся с перевала Боец по левым склонам (скалы средней трудности, 35—40°) до самого предпереваль-ного участка. Правее склон укрыт подвижной осыпью. Движение по нему возможно, однако есть опасность полета камней с жандарма или со склонов вершины Боец. Заканчивается спуск в цирке ледника Студеный, по которому вниз до ледника Кырчин и далее по одноименному ущелью надо идти, как описано на стр. 113.

Перевал Кырчин (ЗБ, 4800 м, 64) расположен в гребне хребта Карабель, на участке между перевалом Довгулевич — Райгородского и пиком Боец, соединяет верховья ледника Довгулевич, что висит над ледником Кшемыш, с истоками крутолобого, сильно разорванного ледника Кырчин. Длина ледника Кырчин 4,5 км, крутизна в верховьях 60°, конец находится на высоте 3100 м.

От озера в правом моренном «кармане» у конца ледника Кшемыш идем вверх по дну «кармана», а затем по гребню морены. Ориентир входа в висячее ущелье Довгулевич — желтые скалы в правом борту ущелья. Здесь движемся по левому берегу, а у водопадного участка реки — по осыпям (30—35°), заросшим травой. Обойдя водопадный участок, выходим на устьевую ступень ущелья. Далее продвигаемся к языку ледника Довгулевич по скалам левого борта ущелья с выходом на левобережную часть конечной морены ледника. У языка — ночлег. Путь подъема сюда хотя и простой, но трудоемкий — с большим набором высоты. Утром продолжаем движение вдоль правого края ледника до скального отрога, за которым скрыт перевальный участок Кырчин. Обойдя скальный выход, достигаем подножия перевального пути, находящегося в левой пониженной части гребня. Справа виден провал, но это еще не перевал. Вдали, правее, за вершинкой — перевал Довгулевич — Райгородского. Здесь же на моренном островке у подножия перевала Кырчин ночевка. Рано утром — в путь.

Подъем на перевал Кырчин, крутизной около 35°, проходит по скальному склону с наклоненными наружу полками, которые перемежаются с очень подвижными участками. Здесь нужно идти компактно, всей группой, ибо возможно сталкивание с полок камней. Путь движения прямо вверх. Выходы скал гладкие, и путь по ним затруднителен.

Перевальный гребень — скальный, достаточно острый, мест для ночлега нет. Воды нет. Вид с перевала сильно ограничен массивом Скалистого и пиком Боец.

Один из проблематичных при прохождении перевала — участок спуска на ледник Кырчин (или подъема с этого ледника). Спуск с перевала осуществляется по 500-метровой скальной стене общей крутизной до 70° с выходом на фирновый склон, сильно разорванный у скал.

Схема спуска (при наличии 100-метровых веревок) такова. Первый участок (около 10 м) выводит на скальную полку, удобную для организации спуска. Далее 100 м прямо вниз с использованием перил. Затем 40 м наклонных перил влево позволят выйти у серых скал. Отсюда уже просматривается дальнейший маршрут спуска — только прямо вниз! При этом необходимо учитывать, что при организации здесь страховки надо заранее выбрать надежный способ ее и средства, ибо мест-ная скальная порода недостаточно прочна. Следует также помнить, что при спуске на всем пути не будет мест для ночлега на стене, воды, к тому же склон этот кам-неопасен. После 14 часов 30 минут он перестает освещаться солнцем, и на стене становится холодно!

От подножия перевала на подъеме и до подножия перевала на спуске при слаженной работе хорошо подготовленной группы затрачивается около 12—14 часов.

Спускаемся по леднику Кырчин по левому краю до ледопада. Здесь уже лучше уйти на скалы левого борта. Сам ледопад крут, разделен на два рукава скальным гребнем на всем своем пути и сильно разорван поперечными трещинами. Проход по нему возможен, но идти придется среди разломов и разрывов льда, который незначительно укрыт каменным панцирем.

Другой путь спуска — в обход ледопада. По скалам левого борта надо уйти влево и перейти несколько скальных кулуаров, заполненных мелкой и средней подвижной осыпью. Средняя крутизна кулуаров около 25°. Этот путь выводит к широкому скальному кулуару. Правый борт его порос травой, дно — гладкие скалы, левый борт — скальная стена отрога, разделяющего ледники Кырчин и Студеный. Нижний край кулуара обрывается 15-метровой стеной к леднику, который ниже ледопада. Но вдоль стены отрога есть проход, выводящий на левобережную морену ледника, упирающуюся в стену. Гребень морены острый, сыпучий, ниже на гребне уже начинается тропа. Кое-где просматривается мелкая зелень. Затем виден ледник Студеный.

Этот путь приводит к месту слияния обоих ледников. Под ледником Студеный есть озеро, места для ночлега и даже для стоянок (2900—3000 м). Надо пересечь Студеный до моренного гребня, где найти хорошую тропу и по ней спуститься до летовок пастухов вблизи устья Кырчина. А дальше, если путь лежит в низовья ущелья реки Калаимахмуд, двигаться этой тропой. Тем же, кто планирует преодолеть перевалы в верховьях ледника Райгородского или просто выйти на его тело, можно предложить перейти у летовок на правый борт ледника Кырчин, к окончанию отрога, разделяющего ущелье Кырчина и ледник Райгородского. В этом месте начинается высокая крутая левобережная морена ледника Рай-городского. У ее подножия отличное место для лагеря (2750 м). Есть чистая вода, можно набрать сухостоя. Рядом с ледником зеленеет рощица.

Через перевал Кшемыш (2Б, 4300 м, 65). Из Кшемы-ша в долину Ак-Терека это самый популярный, но и серьезный маршрут. Перевал чаще проходят с запада на восток — из восточной части цирка ледника Кшемыш в заключительный цирк западной ветви ледника Ак-Терек, образующего первый правый приток одноименной реки.

Путь от места ночевки на правых поверхностных моренах ледника через перевал до первой зеленой поляны занимает день. С ледника хорошо виден перевал — сильное понижение в гребне между скальным массивом Кшемышбаши в Туркестанском хребте и массивом Ак-Терек. В противоположной стороне (на западе) в хребте Кок-бель четко вырисовывается перевал Щуровского.

Со стороны ледника ранний подъем начинаем от подножия перевала по крутому (до 45°) снежному склону, примерно 200 м. Справа (по ходу) остается контрфорс. Внизу и вверху склон разорван бергшрундами, их преодолеваем по хорошим мостам. Выше поднимаемся по крутым (до 45°) скально-снежным участкам средней трудности, высотой примерно 300 м. На участке подъема ни в коем случае не пренебрегать камнеопасностью всего склона в целом. Пост наблюдения при штурме перевала обязателен! Скалы выводят на бесснежную седловину. Весь подъем длится около 7—8 часов.

Спускаемся с перевала в живописное ущелье Ак-Терек в кругу снежно-ледовых цирков, среди безжизненных скал массива Ак-Терек и северо-восточного склона Туркестанского хребта. По склону крутизной до 15° за 1,5—2 часа выходим на камни конечной морены. Затем идем понизу около реки до первой зеленой лужайки (3400 м), видной еще сверху. Остановиться на ночевку можно здесь или у летних кибиток чабанов около ледников Матча и Игл;а, куда еще около 3 часов ходу.

Перевал Утрен (ЗБ, 4400 м, 66) соединяет цирки ледников Утрен и Райгородского. Маршрут по ущелью реки Утрен через одноименный скальный перевал к подножию ледника Райгородского, что в долине Калаимахмуда, или обратно опытная группа пройдет за 6 дней. 1-й день. От мостика через Утрен весь путь подъема к подножию перевала надо проходить левым берегом. В начале крутые склоны V-образного ущелья покрыты высокими осыпными конусами. На 5-м км оно приобретает троговый характер. Дно ущелья усыпано также мелкими, средними и крупными камнями. По нему от самого устья реки до конца ледника тянутся заросли смешанного леса — арча вперемежку с карликовой березкой, местами попадаются кусты черной смородины, много шиповника. Густая полоса леса заканчивается у конца ледника Утрен. Здесь нечеткая тропа, вынырнув из леса, совсем теряется.

От последних кустиков, держа немного правее, поднимаемся по каменному полю конечной морены. Затем короткий взлет до 35°, что правее (по ходу) карста ледника, выводит по средним подвижным камням вперемежку с селевой грязью в береговую ложбину. Здесь еще кругом зелень. Посреди ложбины течет чистый ручей. По ложбине идем вверх около 4 часов до явно выраженного поворота направо, где организуем ночлег на ровных площадках.

Воды для питья можно набрать у ручья, вытекающего из расщелины высоко в скале, сток которого почти сразу же теряется в снежном конусе.

Ущелье Утрен у конца одноименного ледника
Ущелье Утрен у конца одноименного ледника.

2-й день. От бивака поднимаемся гребнем морены или продолжаем путь по ложбине до места, где они сходятся, сравниваясь с поверхностью ледника. На этом участке все каменистое ложе ледника медленно разво-рачивается на север. Наклон ледника спокойный, пологий (до 15°). За поворотом просматривается восточный скальный участок гребня массива Ак-Терек, а в нем широкое корытообразное понижение, где располагается перевальный путь. С запада понижение ограничено предвершинным гребнем массива Скалистого, а с востока — плечом вершины Утрен Северная (5200 м). За 4—5 часов подходим под перевальный склон. Среди неровностей на леднике отыскиваем место для ночлега, но подальше от скал (опасно, камни!).

3-й и 4-й дни. Разведка, обработка предперевального склона, затем прохождение перевала. На 300—350-метровой скальной стене (от 45 до 80°) отыскиваем путь подъема. Скалы сильно разрушены, возможно падение камней. Чтобы успешно взойти по стене, необходимо сразу же найти в ней широкий крутой осыпной кулуар, ведущий почти до середины всего пути подъема. Его начало приподнято над ледником на 30—40 м; по форме это огромная запятая хвостиком вверх-вправо (по движению). Кончик «запятой» упирается в камин высотой до 30 м, заканчивающийся наверху небольшой площадкой. Прохождение камина доставляет много хлопот. От площадки правее-вверх на перевал ведет заключительный 100—120-метровый взлет — крутой (до 60°) кулуар. Прямо под ногами почти отвесная стена 150—200 м.

В 3 км от перевальной седловины, на западе, возвышается корона массива, где среди других пятитысячников просматривается пик Скалистый. На северо-западе-севере в далекой дымке видны горы Карабель и стена вершины Боец, на востоке — клык вершины Утрен Северная. Стоя на острой кромке перемычки, можно видеть, что спуск по стене на ледник Райгородского сложный. Крутизна скальной стены местами доходит до 80°.

Спускаемся с перевала по одному из двух изученных заранее вариантов. Первый, требующий скальных работ, ведет вниз-вправо под углом 45° по узкой (до 1 м) наклонной полке. Примерно через 150 м полка исчезает. Дальше спускаемся в том же направлении (80—100 м), используя выступы, уступы, полочки, вертикальные и горизонтальные трещины, до скальной площадки (4X1.5 м), затем уходим резко влево по едва заметной горизонтальной полке (50X0,8 м) до хорошего балкона (ЮХЬб м). С него, взяв немного левее, прямо вниз по крутым (до 60°), почти гладким плитам (везде страховка) до снежника (льда) той же крутизны, что и склон, который через 60 м заканчивается над верхним краем широкого глубокого бергшрунда, частично засыпанного снегом, льдом и камнями. Нижний край бергшрунда опустился от верхнего на 8—10 м. Ниже снежный участок от 45° выполаживается до 5—10°.

Второй путь (западнее первого) требует умения двигаться по острым скальным гребням (почти горизонтально) и высоким крутым (до 45°) снежным (фирновым) склонам. От точки подъема на перевал идем по гребню 100—150 м среди громадных подвижных скальных глыб на высоте 4400 м до очевидного скального кулуара, уходящего в сторону спуска. Кулуар расположен почти в крайнем левом углу (по ходу подъема) корытообразного перевального понижения в гребне. По нему спускаемся прямо вниз. На этом участке, преодолев 50—80 м средних скал, выходим на 200—250-метровый крутой (до 60°) снежный склон.

Оба варианта спуска выводят на ровное фирновое плато ледника, где организуем ночлег. Затем пересекаем весь ледник Райгородского до противоположных левых скал. На пути длинные узкие трещины легко обойти или перепрыгнуть через них.

При пересечении основного тела ледника внизу-справа остается еще 600-метровый ледопад. А если отсюда посмотреть на восток, то в гребне отрога можно увидеть клин перевала ТКТ, что севернее вершины Утрен Северная. На дальнейший спуск в долину Калаимахмуда требуется не менее 2 дней.

В долину Калаимахмуда есть два пути спуска: первый, при наличии снежных мостов,— прямо по ледопаду среди ледниковых трещин и нагромождений сераков, держась преимущественно его левого борта (см. стр. 124); второй — в обход ледопада частично или полностью. В начале пути нужно набрать высоту в левом отроге до 4500 м, затем идти через три скальных гребневых возвышения (барьеры на склоне отрога). Поднявшись с ледника та склон отрога (примерно на 50 м по скалам), через первый гребешок выйти на левый рантклюфт, если прохождение запланировано в обход всего ледопада. При частичном обходе — спуститься на ледопад, пройдя только один гребешок. Здесь необходимо идти вниз по ледничку, который течет круто (45°) в сторону ледопада. Этот путь дает возможность обойти самый рваный из участков ледопада. При полном обходе двигаться на третий скальный гребешок. Среди снежников и зеленой травки можно здесь стать на ночлег.

Рано утром преодолеть третий скальный рубеж в месте его стыка с отрогом. Путь спуска в глубокой расселине отрога в сторону Калаимахмуда по снежнику, который вскоре образует бурный ручей. Затем перейти на гранитные плиты (в трещинах) склона (35°). По ним идти справа (по ходу) и вдоль бурного ручья, потом — много правее, в обход бараньих лбов и гладких плит, где спуститься по крутому каньончику. Его ручей ведет на водопадный участок — до 30 м. Здесь преодолеть почти вертикальную стенку справа (по ходу) над широким рантклюфтом нижнего снежника с выходом на этот снежник. Конечный спуск из висячего ущелья заканчивается 10-метровой крутой (до 60°) стенкой прямо у бурного ручья. Такой путь выводит на снежный конус выноса (30°) у подножия ледопада. Потеря высоты на всем участке спуска с перевала около 1000 м. Далее пересечь конец ледника до правого борта и через 1 км выйти на зеленые поляны, взяв вброд реку Кокбелес, а еще через 1 —1,5 км достигнуть лесной рощи на правом берегу Калаимахмуда.

Перевал Довгулевич—Райгородского (ЗА, 4800 м, 67) находится в массиве Ак-Терек, в северном предвершинном гребне массива Скалистый. 3—4-дневный маршрут через него позволяет из ущелья реки Калаимахмуд пройти на ледник Кшемыш.

Шестисотметровый ледопад ледника Райгородского
Шестисотметровый ледопад ледника Райгородского.

В первый день из последней арчевой рощи (стр. 109) любого из склонов ущелья реки Калаимахмуд по языку ледника Райгородского направляемся к подножию стены 600-метрового нижнего ледопада, имеющего среднюю крутизну около 40—45°. По характеру рельефа это один из сложнейших ледопадов в Матчинском горном узле. При прохождении нижнего ледопада ледника Рай-городского его ступень четко разбивается на три условных участка, преодоление которых требует тактического анализа и оценки возможностей прохождения.

Первая треть пути представляет собой чередование коротких (10—20 м) крутых участков льда с небольшими горизонтальными балконами, рассеченными поперечными трещинами. Второй участок местами круче и сильнее изрезан поперечными трещинами, за которыми, как правило, возвышаются ледовые стены высотой 25— 30 м или сераки. Путь здесь предстоит выбирать, учитывая возможность обвалов или падения льда. Третий ледопад стоит сплошным забором на пути из сераков с почти отвесными стенами высотой от 30 до 40 м, под которыми зияют громадные бездонные трещины. На всех участках важно отыскать наиболее легкопроходимые и безопасные места.

Прохождение ледопада Райгородского начинается от середины подножия с постепенным уходом вправо к левому борту. После перегиба ледопада выходим на пологую часть ледника, а по ней на левобережную верховую морену. Сюда же можно подняться по пути спуска в обход ледопада, как описано на стр. 123. При прохождении маршрута через ледопад ночлег обычно организуют в конце прохождения второго участка.

От морены по телу ледника, оставляя слева (по ходу) зону громадных трещин, местами закрытых снегом, движемся в заключительную часть цирка ледника Райгородского, откуда спускаются два пологих ледопадных «галстука». Впереди уже хорошо просматривается предвершинный гребень хребта, в стене которого имеется скальный выход. Перевал Довгулевич — Райгородского расположен в левой части (по ходу) заключительного цирка. Здесь в хребте самое низкое место.

Подъем в цирк ледника Райгородского проходит вначале по средней пологой части верхового ледопада — слева (по ходу) вблизи склонов короны Скалистого (возможны обвалы со склонов!). Выход в предпере-вальный цирк преграждает верхняя часть ледопада, которая громоздится на крутых бараньих лбах. Этот участок преодолеваем справа (по ходу), отыскивая между трещинами простой путь. Обход слева может оказаться более сложным.

Предперевальный цирк небольшой, но уютный. Здесь возможна ночевка. Общее понижение в гребне хребта имеет три очевидные седловины. На среднюю ведет менее крутой путь. Этот участок лучше проходить утром, по раннему морозцу. В начале подъема преодолеваем бергшрунд, затем ледовый кулуар (45°) с переходом вверху на правые (по ходу) скалы средней трудности.

С перевала просматриваются дали на западе и востоке Матчи. Спускаемся с перевала (150 м) по фирновому склону (до 40°), который выводит в цирк ледника Довгулевич. Далее идем пологим участком ледника на правую боковую морену, где можно организовать ночлег. Сразу после спуска на тело ледника можно видеть справа (по ходу) седловину перевала Кырчин, а слева — путь подъема на перевал Ак-Терек. Ниже к языку ледника Кшемыш спускаемся по пути подъема на перевал Кырчин.

Перевал Ак-Терек (ЗБ, 5100 м, 68) находится в мощном западном предвершинном гребне хребта короны Скалистого. Описываемый проход в гребне расположен между пиками Татерник (5200 м) и Вертикаль (5150 м), немного западнее короны, и соединяет верховья ледника Довгулевич с правым истоком центральной ветви ледника Ак-Терек.

Традиционное место ночлега (4400 м) туристов в верховьях ледника Довгулевич — на панцире правой боковой морены, прямо против северного ребра пика Та-тернИ'К, который у своего подножия приобретает северозападное направление. По гребню этого ребра рано утром и поднимаемся к месту перевального перехода.

Нижняя часть ребра — широкий осыпной участок с выходами простых, сильно разрушенных скал (до 30°). Выше склоны ребра становятся сплошными скалами и заканчиваются куполообразным Большим жандармом, который иа ребре отделен от верхнего участка скальной пилой с шестью жандармами. Этот участок при подъеме — ключевой. Далее ребро расширяется в довольно обширное снежное плато (4800 м). Выше плато ребро приобретает уже северную ориентацию. Восточный склон ребра снежно-ледовый, западный — крутые, сильно разрушенные скалы. Далее снежное плато постепенно переходит в узкий снежный гребень, тянущийся вверх к Большому жандарму. На пути к нему пологие участки чередуются с незначительными фирновыми взлетами. Большой жандарм обходим вдоль западного склона по крутому снежно-ледовому кулуару со скальными выходами.

Выше ребро становится неявно выраженным, сливаясь с верховыми областями питания ледника Довгулевич. Еще выше, через 300 м, следует скальная гряда почти до основания башни пика Татерник.

Перевал Ак-Терек — узкая скальная щель в западном предвершинном гребне пика Татерник. Седловина осыпная, на ней можно поставить несколько палаток. С нашего гребня от начала обхода Большого жандарма, где имеются участки на 2—3 палатки, до седловины переходим без превышения высоты — траверсом. С перевала открываются обширные виды на ледники и горы Матчи.

Ледник Ак-Терек
Ледник Ак-Терек.

Как уже говорилось, перевал выводит в правый исток центральной ветви ледника Ак-Терек. Сам ледник представляет собой систему из трех самостоятельных ветвей (западная, центральная и восточная), разделенных высокими скальными выходами, которые, сливаясь, образуют единое тело ледника.

Западная ветвь ледника начинается ледопадом, затем переходит в ровное поле, после чего вновь ледопадом срывается по скалам. Сюда проложен путь от перевала ЛВМИ (ЗБ, 5000 м, 123), что выводит с ледника Кшемыш. Перевал мало используется туристами, ибо рядом, южнее, есть перевал Кшемыш аналогичного направления. Однако можно перевал ЛВМИ использовать в качестве прохождения как технически сложного препятствия через гребень хребта.

Центральная ветвь ледника рассечена гребнем скального выхода. Первый участок начинается наклонным снежным плато между пиками Вертикаль и Татерник. Далее плато ледопадом опускается до слияния со вторым участком. Вся центральная ветвь ледника до слияния состоит из трех мощных, ио проходимых ледопад-ных ступеней. После слияния участков — большое ледовое плато, заканчивающееся крутым труднопроходимым ледопадом.

Восточная ветвь спускается со склона пирамиды пиков короны Скалистого. В нижней части ветви, как и в центральной, образуется сложный крутой ледопад.

Южный склон перевального перехода значительно проще северного. Начинается он по центральной ветви ледника, где все три ледопада проходимы, но нижний можно обойти. Здесь надо переходить на западную ветвь через очевидную перемычку в разделяющем гребне. Со стороны ледового плато центральной ветви (после слияния двух участков) она представляет собой явно выраженную снежную седловину в разделяющем гребне, к которой ведет пологий снежный склон. Спуск на западе 50 м по крутым скалам (страховка).

Нижний ледопад западной ветви обходится вдоль правого склона. Дальнейший путь спуска по правому склону Ак-Терека выводит на тропу, тянущуюся почти от перевала Кшемыш.

Схема пути движения через перевал Ак-Терек такова. От места ночевки на леднике Довгулевич пересекаем его тело и поднимаемся в направлении седловины в ребре по средней осыпи (30°). Затем следуем на седловину правее (по ходу) снежного карниза. Гребень снежный, выше — осыпной. Дальше идем вверх (до 30°) по восточному склону ребра в обход 6 жандармов (простые скалы), образующих «пилу». 1-й жандарм обходим по широкой полке (1,5 м) до узкой щели между 2-м жандармом. (Далее на всем пути до плато 4800 м навешиваем перила. Первый турист идет без рюкзака, с предварительной обработкой участков склона.) От щели движемся по снежиой полке до балкончика. Затем

поднимаемся к вершине 2-го жандарма (сложные скалы!— 30 м) и спускаемся 10 м по простым скалам на седловину между 2-м и 3-м жандармами. От седловины идем по скальной полке, откуда поднимаемся траверсом влево (по ходу) по скалам средней трудности на гре бень ребра немного выше 3-го жандарма. К 4-му жан дарму идем по простым скалам (30 м) в снегу в направлении большой плиты. За ней выходим на вершину 4-го жандарма (15 м — средняя трудность) и спускаемся по простым скалам на седловину перед 5-м жандармом, который обходим (25 м) по скалам средней трудности. Дальше поднимаемся по сложным скалам на седловину у 6-го жандарма и обходим его по западному склону ребра средней трудности, а через 50 м выходим на плато 4800 м. Здесь организуем ночлег в правой (по ходу) части плато (150 м), где есть площадки.

Плато ровное, снежное, шириной до 80 м (15°), вверху сужается до снежного гребня (200 м, 30°). Выше-снежный карниз, еще выше — взлет ребра до 45°. Здесь натечный лед — рубка ступеней. Движемся выше между скальными выходами (80 м). От них до подножия Большого жандарма — по снежному гребню (30°). Здесь у скал надо заночевать.

Далее обходим Большой жандарм траверсом вправо, (по ходу) к мосту через бергшрунд (50 м, 30°), после преодоления которого идем прямо вверх к основанию большой скалы (снег, натечный лед, 30 м, 50°). Затем поднимаемся по снежно-ледовому кулуару правее (по ходу) Большого жандарма, вдоль скальных выходов (80 м, 45°). Выше него взбираемся на широкий снежный гребень (35°). Отсюда идем (30 м, 40°) к скалам и обходим их (120 м, 45°) по снежно-ледовому склону. Выше участок гребня ребра расширяется, образуя скальный барьер. Перед ним поворачиваем влево, к скалам, где организуем бивак (одна палатка над другой). Выше этого места основание вершинной башни слабо выраженного пика Татерник. Слева и справа от пика очевидные седловины. Перевальная седловина — справа по ходу.

От места ночлега траверс фирнового склона под скальным барьером (30 м, до 40°), затем — вверх с одновременным траверсом (40 м, 40°) до ближайших скальных выходов. Далее еще 4 таких перехода, после чего достигаем перевальной седловины.

С перевала на ледник Ак-Терек спускаемся по снежному склону (350 м, 30°) прямо вниз, далее по плато — к центральной части первого ледопада. По центру ледопада идем 400 м, затем прижимаемся к правому борту. На пути есть трещины — мосты. Так проходим до второго плато, где идем к правому борту следующего ледопада. Здесь много закрытых трещин. Второй ледопад обходим (1,5 км) по снежному участку правого борта. Внизу бергшрунд — мост. Далее третье плато, по которому уходим к правому борту третьего ледопада. В этом месте ночевка на моренном чехле.

Третий ледопад преодолеваем вначале по центру, после чего уходим (1,5 км) вправо к явному понижению в разделяющем гребне. Его крутые разрушенные скалы (50 м) выводят на западную ветвь ледника Ак-Терек. От подножия скал движемся 1,5 км к правому борту ледника и ледопада. Нижнюю часть ледопада обходим по правобережной морене, затем через моренный чехол ледника западной ветви переходим к центральной ветви ледника, а далее идем к языку ледника Ак-Терек. Откуда выходим на тропу с перевала Кшемыш, что на правом берегу Ак-Терека.







  
Раскладка суперлегкая (Дима, горная, лето Алтай 97, в одиночку). Идея: нормальная раскладка (класса 500 г. ), но для съедения за 2 дня. Схема питания гибкая, еда варится и съедается под настроение. Ориентировочно можно считать, что утром (или через 2 3 часа после выхода) съедается каша, раз
. . . Получил Ваше письмо, но, к сожалению, слишком мало времени для написания. Поэтому прошу прощения за эмоциональную сухость текста. О том, что все приглашены участвовать в этой книге, я узнал впервые из Вашего письма. Ведь я, если, Вы помните, уехал из Катманду,
Перевалы Солдат, Безымянный, Гюльчи восточный склон. Долина Хареса и верховье Черека Балкарского разделены сланцевым гребнем Штульской перемычки. Местное население издавна пользовалось наиболее простым и доступным перевалом Штулувцек, давшим название всей перемычке. Затем туристами и альпинистами были пройдены другие перевалы: Джераска, Солдат,
Редактор Расскажите
о своих
походах
Личное снаряжение это, прежде всего, одежда. Совместить в одной одежке все требование горного туриста дело практически безнадежное, во всяком случае в наше время и за разумные деньги. Поэтому мы берем в горы довольно много разных вещей, но делаем это с умом, так что в результате чувствуем себя комфортно и в дождь,
1983 г. 4 мая 1982 года. Лагерь V. . . . Итак, ребятам из штурмовой двойки грозит холодная ночевка. Срочно собираемся и выходим на помощь. В рюкзаке у меня три баллона с кислородом: два по 200 атмосфер и один на 100. Подключились к 200 атмосферному баллону. Это шанс восхождения нашей двойки и при его успехе восхождения двойки Иванов
Примем одного водника с опытом на двойку катамаран для прохождения Сумульты с 26. 07 по 10. 08. Аська: 262748900 malabay собака yandex тчк ru malabay


0.061 секунд RW2