Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Северный Тянь-Шань

Предисловие

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ АЛМА-АТЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Экскурсия по Алма-Ате

Достопримечательности Большого и Малого Алма-Атинских ущелий

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЗАИЛИЙСКОГО И КУНГЕЙ-АЛАТАУ

Рельеф и климат

Ледники, реки и озера

Растительный и животный мир

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ

Маршруты I категории сложности

Маршрут 1

Маршрут 2

Маршруты II категории сложности

Маршрут 3

Маршрут 4

Маршруты III категории сложности

Маршрут 5

Маршрут 6

Маршруты IV категории сложности

Маршрут 7

Маршрут 8

Маршруты V категории сложности

Маршрут 9

Маршрут 10

Справки для туриста

По Северному Тянь-Шаню - Путеводители

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ АЛМА-АТЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Экскурсия по Алма-Ате

Для туристов, прибывших на Северный Тянь-Шань из равнинных районов страны, 2—3-дневное пребывание в Алма-Ате перед началом горного похода рекомендуется не только для решения организационных вопросов, но и для постепенной акклиматизации — ведь сам город находится на высоте 500—1000 м над уровнем моря. За это время можно познакомиться с экскурсионными объектами и историческими памятниками Алма-Аты.

Однако 2—3 дня — срок, недостаточный для осмотра всех достопримечательностей. Поэтому для получения общего представления об историческом прошлом, экономике, культуре города и республики рекомендуется посетить прежде всего два музея — краеведческий и музей искусств.

Алма-Атинский центральный государственный музей Казахской ССР — один из старейших и наиболее крупных в регионе. Начало фондам было положено созданным в 30-е годы XIX в. Музеумом Оренбургского края. В свою очередь Музеум вобрал в себя коллекции Не-плюевского военного училища, казачьего войска, земского музея и музеев разных учебных заведений Оренбурга. Фонды Музеума начали быстро расти после того, как в 1895 г. он был передан Оренбургской ученой архивной комиссии.

В годы гражданской войны коллекции музея были разграблены, но усилиями трудящихся он был восстановлен и открыт в 1919 г. В 1922 г. одна половина коллекций осталась в Оренбургском губернском музее, а другая была передана для организации Центрального музея Казахстана и перевезена в г. Кзыл-Орду. В 1929 г. эту часть коллекции доставили в Алма-Ату. Но в г. Верном (так до 1921 г. называлась Алма-Ата) с 1874 г. также существовал музей частных собраний, главным хранителем которого был Е. В. Недзвецкий. Объединение двух коллекций дало возможность в здании бывшего Кафедрального собора открыть Центральный музей Казахстана.

В экспозиции музея уже тогда было много редких и даже уникальных экспонатов. В отделе природы экспонировались, например, кости, шерсть и кожа мамонта, найденные в 1900 г. в слоях вечной мерзлоты на берегу р. Березовка. В археологическом разделе особую ценность составила коллекция скифских медных котлов, вещи, найденные на Талгарском городище. Музей располагает картинами и акварелями художника Н. Г. Хлудова.

В 1985 г. на Новой площади для музея было построено другое здание. Проект его (авторы Ю. Г. Ра-тушный, 3. М. Мустафина, Б. А. Рзагалиев) создан в институте «Казгорстройпроект» в традициях народной архитектуры с учетом современных требований к музейному делу. Общая площадь музея—18 тыс. м2, экспозиция, развернутая в четырех больших залах, занимает более 5 тыс. м2.

Фонды музея в настоящее время насчитывают около 200 тыс. памятников материальной и духовной культуры. Среди них — палеонтологические, археологические, нумизматические и этнографические коллекции, оружие, произведения искусства.

Экспонаты музея рассказывают посетителям о флоре и фауне Казахстана, о прошлом казахского народа, его быте, искусстве, о борьбе трудящихся за установление Советской власти, об их участии в Великой Отечественной войне и мирном строительстве в послевоенные годы.

Работники музея проводят разнообразную научно-просветительскую работу: чтение лекций, демонстрация научно-популярных фильмов, организация передвижных и стационарных выставок, проведение семинаров юных краеведов.

Другим важным научно-просветительным учреждением республики является Музей искусств Казахской ССР.

Начало этому музею положила Казахская государственная художественная галерея имени Т. Г. Шевченко, основанная в 1935 г. Главными ее задачами были сбор лучших произведений казахских художников и организация их творческих командировок.

В 1936 г. музеи Москвы и Ленинграда передали в галерею значительное количество произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. К концу 50-х годов фонды галереи насчитывали свыше 5 тыс. экспонатов, в том числе картины, репродукции произведений дореволюционных и советских художников, западноевропейских и восточных мастеров искусств.

В настоящее время Государственный музей искусств Казахской ССР имени А. Кастеева — один из крупнейших художественных музеев нашей страны. Он имеет пять постоянных экспозиций: изобразительное и прикладное искусство Казахстана; искусство союзных республик; русское дореволюционное искусство; западноевропейское искусство; прикладное искусство Индии, Китая, Японии.

В зале древнего искусства демонстрируются уникальные экспонаты: наскальные изображения, каменные жезлы, жертвенные столы и светильники, первые памятники монументальной скульптуры, фрагменты средневековых сооружений, которые свидетельствуют о высокой культуре народов, в разное время живших на территории Казахстана.

Прикладное искусство народных мастеров Казахстана представлено ткаными и ювелирными изделиями, предметами из кости и дерева, украшенными художественной резьбой. Музей имеет также интересные коллекции станкового искусства казахстанских мастеров, произведения русских художников XVI — начала XX в. Широко демонстрируется творчество художников разных регионов Советского Союза. Основные школы европейского искусства XVI—XIX вв. представлены сравнительно небольшой коллекцией подлинных произведений. Самобытную культуру Индии, Китая и Японии характеризуют уникальные предметы искусства Востока.

Представляют интерес и другие музеи Алма-Аты: Музей археологии Академии наук Казахской ССР имеет экспозиции, показывающие развитие человеческого общества на территории Казахстана с древнейших времен до позднего средневековья; экспозиция Музея книги отражает историю развития письменности, книгопечатания и издательского дела в Казахстане.

Туристы должны обязательно осмотреть самый интересный архитектурный памятник Алма-Аты — бывший Кафедральный собор. Он расположен в центре парка 28 Гвардейцев-панфиловцев, находящегося в квадрате улиц Гоголя, К. Маркса, Советской и 8 Марта.

Собор — второе в мире по высоте деревянное здание подобного типа — был построен в 1907 г. по проекту военного инженера А. П. Зенкова. Его высота от фундамента до вершины креста колокольни - 56 м. Собор имеет шесть глав, увенчанных железными крестами. Внутренняя роспись выполнена художником Николаем Гавриловичем Хлудовым (1850—1935).

Здание имеет противосейсмическую защиту и выдержало несколько сильных землетрясений. Во время землетрясения 22 декабря 1910 г. была разрушена большая часть домов города, а на соборе лишь погнулся купольный крест. Для защиты от ударов молний здание имеет мощные громоотводы.

С 1930 по 1985 г. в соборе размещался Центральный музей Казахской ССР, в настоящее время здесь находится Выставочный зал Министерства культуры республики. Как имеющая историческую ценность, постройка неоднократно реставрировалась.

Напротив парка 28 Гвардейцев-панфиловцев расположены два старых здания. В них до революции размещались мужская и женская гимназии. В гимназии Верного в 1901 —1906 гг. учился будущий полководец Красной Армии М. В. Фрунзе. Именно здесь с создания нелегального кружка учащихся он начал свою революционную деятельность. В одном из гимназических зданий сейчас находится Казахский педагогический институт имени Абая — старейший вуз республики, а в другом совсем молодое учебное заведение — Театрально-художественный институт.

Гордость Алма-Аты — Государственная публичная библиотека Казахской ССР имени А. С. Пушкина. До 70-х годов библиотека располагалась в красивом, но сравнительно небольшом доме по ул. Комсомольской (угол пр. Ленина), а книжный фонд ее уже тогда составлял более 2 млн. экземпляров, в том числе свыше 10 тыс. экземпляров редких книг. Поэтому в 1970 г. на пересечении проспектов Коммунистического и Абая было построено новое здание библиотеки. Ныне ее книжный фонд составляет 5 млн. книг.

Весьма полезным для горных туристов будет посещение водооздоровительного комплекса «Арасан», расположенного на углу ул. К. Маркса и Октябрьской. Этот комплекс, построенный в 1979—1982 гг., давно превратился из объекта бытового назначения в популярный туристско-экскурсионный объект. Здесь обслуживают в день около 2,5 тыс. человек, большую часть из которых составляют советские и зарубежные туристы.

Пятиэтажное кирпичное здание имеет 12 павильонов. 6 куполов крыши выполнены из сегментов сборного железобетона для того, чтобы паровой конденсат стекал с потолка на пол. В комплекс входят восточные, русские и финские бани, детское отделение, душевые, водолечебница, парикмахерские, косметический и педикюрные кабинеты, прачечная, кафе, буфеты, чайхана и телефонная станция.

Оздоровительное воздействие восточных бань на организм человека заключается в постепенном повышении температуры, начинающемся с прогревания ног через теплый пол. Сначала посетители прогреваются на мраморной суфе при температуре 40—45°С, затем переходят в холодное мыльное помещение с температурой воздуха до 60°С, а потом в горячее мыльное помещение, имеющее температуру до 90°С.

Желающие могут побывать в русских и финских банях, душевых кабинетах, принять массажные процедуры, поплавать в большом (100 м2) бассейне. По рекомендации врачей можно посетить и водолечебницу с кислородными, углекислыми, жемчужно-хвойными ваннами, подводным гидромассажем.

Обычно участники туристских групп, совершающих горные походы по Северному Тянь-Шаню, стараются дважды побывать в водооздоровительном комплексе «Арасан». Первый раз — до начала основной части маршрута, после акклиматизационных выходов и организации заброски продуктов питания и горючего, второй раз — после завершения похода в качестве гигиенической и восстановительной процедуры.







  
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ Туризм самая массовая форма активного отдыха и оздоровления трудящихся, одно из важных средств воспитания советских людей. Во время путешествий туристы знакомятся с прошлым и настоящим нашей Родины, ее естественными богатствами, памятниками культуры, выполняют общественно
Хозяйственные хлопоты. Я люблю работать. Ветеран весла; как он работает руками и как работает языком. Скептицизм молодого поколения. Воспоминания о первых шагах в гребном спорте. Катанье на плотах. Джордж демонстрирует образец стиля. Старый лодочник и его повадки. Так спокойно, так умиротворенно!
Подобно большинству горных хребтов Тянь Шаня, Терскей Алатау и Кунгей Алатау вытянуты в широтном направлении, образуют дуги, слегка огибающие Иссык Куль, и возвышаются над уровнем озера на 3000 м. Длина Терскей Алатау около 340 км, хребет на востоке смыкается
Редактор Расскажите
о своих
походах
Рюкзак . Сколько туристов, столько и рюкзаков. И попробуйте кого то убедить, что его рюкзак не самый лучший! Впрочем, некие основные параметры общие хороший рюкзак анатомический , т. е. сшит по человеческой фигуре, имеет толстый поясник (поясной ремень) на такой ремень приходится до двух третей веса рюкзака, объем около 100 литров
Советская команда высотников во главе с Е. А. Белецким, готовящаяся к экспедиции на Музтаг Ата. Кавказ, 1956 г. Участники советско китайской экспедиции на вершине Музтаг Ата. 1956 г. Е. А. Белецкий выпускает группу К. К. Кузьмина на штурм Конгур Тюбе. Е. А. Белецкий беседует с президентом Географического общества СССР академиком С. В. Калесником.
На этот раз мы решили пойти со стороны погранзаставы Буркут (до того места из д. Дзэмброня нас довезли на Ниве , поскольку наша Славута , мягко говоря, испытала бы шок). Маршрут мы запланировали следующий: застава озеро Меричейка, седловина между Смотрычем и Черногорой (ночевка)


0.064 секунд RW2