|
Для туристов, прибывших на Северный Тянь-Шань из равнинных районов страны, 2—3-дневное пребывание в Алма-Ате перед началом горного похода рекомендуется не только для решения организационных вопросов, но и для постепенной акклиматизации — ведь сам город находится на высоте 500—1000 м над уровнем моря. За это время можно познакомиться с экскурсионными объектами и историческими памятниками Алма-Аты.
Однако 2—3 дня — срок, недостаточный для осмотра всех достопримечательностей. Поэтому для получения общего представления об историческом прошлом, экономике, культуре города и республики рекомендуется посетить прежде всего два музея — краеведческий и музей искусств.
Алма-Атинский центральный государственный музей Казахской ССР — один из старейших и наиболее крупных в регионе. Начало фондам было положено созданным в 30-е годы XIX в. Музеумом Оренбургского края. В свою очередь Музеум вобрал в себя коллекции Не-плюевского военного училища, казачьего войска, земского музея и музеев разных учебных заведений Оренбурга. Фонды Музеума начали быстро расти после того, как в 1895 г. он был передан Оренбургской ученой архивной комиссии.
В годы гражданской войны коллекции музея были разграблены, но усилиями трудящихся он был восстановлен и открыт в 1919 г. В 1922 г. одна половина коллекций осталась в Оренбургском губернском музее, а другая была передана для организации Центрального музея Казахстана и перевезена в г. Кзыл-Орду. В 1929 г. эту часть коллекции доставили в Алма-Ату. Но в г. Верном (так до 1921 г. называлась Алма-Ата) с 1874 г. также существовал музей частных собраний, главным хранителем которого был Е. В. Недзвецкий. Объединение двух коллекций дало возможность в здании бывшего Кафедрального собора открыть Центральный музей Казахстана.
В экспозиции музея уже тогда было много редких и даже уникальных экспонатов. В отделе природы экспонировались, например, кости, шерсть и кожа мамонта, найденные в 1900 г. в слоях вечной мерзлоты на берегу р. Березовка. В археологическом разделе особую ценность составила коллекция скифских медных котлов, вещи, найденные на Талгарском городище. Музей располагает картинами и акварелями художника Н. Г. Хлудова.
В 1985 г. на Новой площади для музея было построено другое здание. Проект его (авторы Ю. Г. Ра-тушный, 3. М. Мустафина, Б. А. Рзагалиев) создан в институте «Казгорстройпроект» в традициях народной архитектуры с учетом современных требований к музейному делу. Общая площадь музея—18 тыс. м2, экспозиция, развернутая в четырех больших залах, занимает более 5 тыс. м2.
Фонды музея в настоящее время насчитывают около 200 тыс. памятников материальной и духовной культуры. Среди них — палеонтологические, археологические, нумизматические и этнографические коллекции, оружие, произведения искусства.
Экспонаты музея рассказывают посетителям о флоре и фауне Казахстана, о прошлом казахского народа, его быте, искусстве, о борьбе трудящихся за установление Советской власти, об их участии в Великой Отечественной войне и мирном строительстве в послевоенные годы.
Работники музея проводят разнообразную научно-просветительскую работу: чтение лекций, демонстрация научно-популярных фильмов, организация передвижных и стационарных выставок, проведение семинаров юных краеведов.
Другим важным научно-просветительным учреждением республики является Музей искусств Казахской ССР.
Начало этому музею положила Казахская государственная художественная галерея имени Т. Г. Шевченко, основанная в 1935 г. Главными ее задачами были сбор лучших произведений казахских художников и организация их творческих командировок.
В 1936 г. музеи Москвы и Ленинграда передали в галерею значительное количество произведений живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства. К концу 50-х годов фонды галереи насчитывали свыше 5 тыс. экспонатов, в том числе картины, репродукции произведений дореволюционных и советских художников, западноевропейских и восточных мастеров искусств.
В настоящее время Государственный музей искусств Казахской ССР имени А. Кастеева — один из крупнейших художественных музеев нашей страны. Он имеет пять постоянных экспозиций: изобразительное и прикладное искусство Казахстана; искусство союзных республик; русское дореволюционное искусство; западноевропейское искусство; прикладное искусство Индии, Китая, Японии.
В зале древнего искусства демонстрируются уникальные экспонаты: наскальные изображения, каменные жезлы, жертвенные столы и светильники, первые памятники монументальной скульптуры, фрагменты средневековых сооружений, которые свидетельствуют о высокой культуре народов, в разное время живших на территории Казахстана.
Прикладное искусство народных мастеров Казахстана представлено ткаными и ювелирными изделиями, предметами из кости и дерева, украшенными художественной резьбой. Музей имеет также интересные коллекции станкового искусства казахстанских мастеров, произведения русских художников XVI — начала XX в. Широко демонстрируется творчество художников разных регионов Советского Союза. Основные школы европейского искусства XVI—XIX вв. представлены сравнительно небольшой коллекцией подлинных произведений. Самобытную культуру Индии, Китая и Японии характеризуют уникальные предметы искусства Востока.
Представляют интерес и другие музеи Алма-Аты: Музей археологии Академии наук Казахской ССР имеет экспозиции, показывающие развитие человеческого общества на территории Казахстана с древнейших времен до позднего средневековья; экспозиция Музея книги отражает историю развития письменности, книгопечатания и издательского дела в Казахстане.
Туристы должны обязательно осмотреть самый интересный архитектурный памятник Алма-Аты — бывший Кафедральный собор. Он расположен в центре парка 28 Гвардейцев-панфиловцев, находящегося в квадрате улиц Гоголя, К. Маркса, Советской и 8 Марта.
Собор — второе в мире по высоте деревянное здание подобного типа — был построен в 1907 г. по проекту военного инженера А. П. Зенкова. Его высота от фундамента до вершины креста колокольни - 56 м. Собор имеет шесть глав, увенчанных железными крестами. Внутренняя роспись выполнена художником Николаем Гавриловичем Хлудовым (1850—1935).
Здание имеет противосейсмическую защиту и выдержало несколько сильных землетрясений. Во время землетрясения 22 декабря 1910 г. была разрушена большая часть домов города, а на соборе лишь погнулся купольный крест. Для защиты от ударов молний здание имеет мощные громоотводы.
С 1930 по 1985 г. в соборе размещался Центральный музей Казахской ССР, в настоящее время здесь находится Выставочный зал Министерства культуры республики. Как имеющая историческую ценность, постройка неоднократно реставрировалась.
Напротив парка 28 Гвардейцев-панфиловцев расположены два старых здания. В них до революции размещались мужская и женская гимназии. В гимназии Верного в 1901 —1906 гг. учился будущий полководец Красной Армии М. В. Фрунзе. Именно здесь с создания нелегального кружка учащихся он начал свою революционную деятельность. В одном из гимназических зданий сейчас находится Казахский педагогический институт имени Абая — старейший вуз республики, а в другом совсем молодое учебное заведение — Театрально-художественный институт.
Гордость Алма-Аты — Государственная публичная библиотека Казахской ССР имени А. С. Пушкина. До 70-х годов библиотека располагалась в красивом, но сравнительно небольшом доме по ул. Комсомольской (угол пр. Ленина), а книжный фонд ее уже тогда составлял более 2 млн. экземпляров, в том числе свыше 10 тыс. экземпляров редких книг. Поэтому в 1970 г. на пересечении проспектов Коммунистического и Абая было построено новое здание библиотеки. Ныне ее книжный фонд составляет 5 млн. книг.
Весьма полезным для горных туристов будет посещение водооздоровительного комплекса «Арасан», расположенного на углу ул. К. Маркса и Октябрьской. Этот комплекс, построенный в 1979—1982 гг., давно превратился из объекта бытового назначения в популярный туристско-экскурсионный объект. Здесь обслуживают в день около 2,5 тыс. человек, большую часть из которых составляют советские и зарубежные туристы.
Пятиэтажное кирпичное здание имеет 12 павильонов. 6 куполов крыши выполнены из сегментов сборного железобетона для того, чтобы паровой конденсат стекал с потолка на пол. В комплекс входят восточные, русские и финские бани, детское отделение, душевые, водолечебница, парикмахерские, косметический и педикюрные кабинеты, прачечная, кафе, буфеты, чайхана и телефонная станция.
Оздоровительное воздействие восточных бань на организм человека заключается в постепенном повышении температуры, начинающемся с прогревания ног через теплый пол. Сначала посетители прогреваются на мраморной суфе при температуре 40—45°С, затем переходят в холодное мыльное помещение с температурой воздуха до 60°С, а потом в горячее мыльное помещение, имеющее температуру до 90°С.
Желающие могут побывать в русских и финских банях, душевых кабинетах, принять массажные процедуры, поплавать в большом (100 м2) бассейне. По рекомендации врачей можно посетить и водолечебницу с кислородными, углекислыми, жемчужно-хвойными ваннами, подводным гидромассажем.
Обычно участники туристских групп, совершающих горные походы по Северному Тянь-Шаню, стараются дважды побывать в водооздоровительном комплексе «Арасан». Первый раз — до начала основной части маршрута, после акклиматизационных выходов и организации заброски продуктов питания и горючего, второй раз — после завершения похода в качестве гигиенической и восстановительной процедуры.