Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Северный Тянь-Шань

Предисловие

ТУРИСТСКО-ЭКСКУРСИОННЫЕ ОБЪЕКТЫ АЛМА-АТЫ И ОКРЕСТНОСТЕЙ

Экскурсия по Алма-Ате

Достопримечательности Большого и Малого Алма-Атинских ущелий

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ЗАИЛИЙСКОГО И КУНГЕЙ-АЛАТАУ

Рельеф и климат

Ледники, реки и озера

Растительный и животный мир

ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ

Маршруты I категории сложности

Маршрут 1

Маршрут 2

Маршруты II категории сложности

Маршрут 3

Маршрут 4

Маршруты III категории сложности

Маршрут 5

Маршрут 6

Маршруты IV категории сложности

Маршрут 7

Маршрут 8

Маршруты V категории сложности

Маршрут 9

Маршрут 10

Справки для туриста

По Северному Тянь-Шаню - Путеводители

Маршрут 10

МАРШРУТ 10: г. Алма-Ата — пер. Талгарский (н/к) — р. Лев. Талгар — лед. Лев. Тогузак — пер. Попова (1Б) (заброска) — пер. Талгарский — лед. Туюксу — пер. Партизан (2Б) — лед. Вост. Партизан — р. Лев. Талгар — р. Науруксай — лед. Джамбула — пер. ТЭУ Ю. (2А) — лед. Ю. ТЭУ - р. Ср. Талгар — лед. Копр -пер. Копртюз (ЗА*) — лед. Корженевского — пер. Жарсай (ЗА) — лед. Жарсай — пер. Траверсный (2Б) — лед. Лобастый — пер. Кокбулак (1А*) — лед. Корженевского — р. Ю. Иссык — р. Жангырык — лед. Жангырык — пер. 70-летия Октября (2А*) — лед. Кеминский — оз. Жасык-Куль — р. Чон-Кемин — р. Тукж-Алма-ты — пер. Туюк Центр. (2Б) — р. Озерная — оз. Бол. Алма-Атинское — г. Алма-Ата (20 дней, 191 км пешком).

Вариант маршрута: пер. Талгарский (н/к) — пер. Джамбула (2А) или ТЭУ (1Б) — пер. Кызылтюз (1Б) — пер. Корженевского (ЗА*) — лед. Корженевского — пер. Петра I (ЗА) — лед. Жарсай — пер. Траверсный (2Б) — р. Иссык — пер. Кокбулак (1А*) — лед. Корженевского — пер. Акгюль (2А*) — пер. Тогузак (2А) — пер. Зап. Дмитриева (2Б) — пер. Алматы (1А) — г. Алма-Ата.

Для прохождения маршрута, включая запасной вариант, группе в 6 человек необходимо следующее специальное снаряжение: каска, страховочный пояс, кошки, ледоруб - 6 комплектов; веревки основные: 80 м - 1 шт., 40 м - 2 шт.; крючья ледобурные - 12 шт., скальные — 3 шт.; ледобур-вертушка - 1 шт.; карабины - 22 шт.

1-й день похода - подъезд в Медео на маршрутном автобусе № 6 и подход к месту тур лагеря «Эдельвейс». 2—4-й дни похода — заброска продуктов питания и горючего через пер. Талгарский на пер. Попова и возвращение к месту лагеря. 5-й день — подход по лед. Иглы-Туюксу под пер. Партизан, а на 6-й день - его прохождение.

Рис. 87. 47 — пер. Партизан с лед. Иглы-Туюксу. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 87. 47 — пер. Партизан с лед. Иглы-Туюксу. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Перевал Партизан (2Б, 4100 м) расположен в восточной ветке северного Мало-Алматинского отрога хребта Заилийский Алатау между вершинами Партизан (на юге) и Орджоникидзе (на севере), ведет с лед. Иглы-Туюксу (р. Мал. Алмаатинка) на лед. Вост. Партизан (р. Лев. Талгар).

Непосредственный подъем на перевал с лед. Иглы-Туюксу начинается на восток по крупной осыпи, которая с набором высоты становится все мельче, в нескольких местах появляются обнажения льда.

Первый участок подъема (рис. 87, 47) — под правыми (по ходу) скалами, где снега бывает меньше и путь проще. Через час пересекаем склон к левым (по ходу) скалам, так как здесь меньше снега. После 40 мин движения вверх крутизна склона увеличивается до 50—55°. Снег на ледовом склоне не держится, поэтому следует надеть кошки и страховку осуществлять через ледовые крючья. В двух местах - вынужденный выход со льда на скалы. На протяжении дальнейших 300 м приходится преодолевать крутой ледовый склон, лишь перед выходом на перемычку крутизна уменьшается до 30°.

Рис. 88. 47 — пер. Партизан с морены лед. Вост. Партизан. Зарисовка в западном направлении с расстояния 2 км от седловины
Рис. 88. 47 — пер. Партизан с морены лед. Вост. Партизан. Зарисовка в западном направлении с расстояния 2 км от седловины.

Перевал представляет собой узкую перемычку между скалами. Тур находится в северной части седловины. От тура на востоке видны перевалы Тогузак, Попова, Зимина, Казахстан и Конституции.

Первая часть спуска с перевала на восток - это крутой (до 50°) ледовый склон между выходами скал протяженностью около 150 м. Навешиваем 80-метровые веревочные перила до скальной площадки размером 2 м2. От нее следует навесить еще 50 м перил. Далее склон выполаживается, но начинается ледопад. Отсюда можно двигаться в связках с одновременной страховкой, придерживаясь северной стороны скального гребня. После 300 м пути подходим к площадке под скалами, на которой могут разместиться две палатки (рис. 88, 47). Путь от седловины перевала до этого места занимает 2—2,5 ч.

Следующие 400 м идем по сравнительно спокойному леднику вдоль левых (по ходу) скал, после чего приближаемся к крутому перегибу ледника с труднопроходимыми трещинами. Обходим это место слева по простым скалам, далее продолжаем спуск по мелким и сыпучим моренам, затем - по старым, слежавшимся моренам и через 2—2,5 ч выходим к месту слияния рек Туристов и Лев. Талгар. Еще через час ходьбы вниз по левому берегу р. Лев. Талгар достигаем Солнечной поляны.

7-й день — дневка, 8-й — подход под пер. Ю. ТЭУ. С Солнечной поляны переправляемся вброд на правый берег р. Лев. Талгар и по нему спускаемся до места слияния рек Лев. Талгар и Науруксай. Подниматься на север вверх по р. Науруксай следует по левому (300— 500 м), а затем по правому берегу слабо видимой тропой, промаркированной турами. Через 3 ч достигаем песчано-галечной поляны, расположенной на границе леса между боковым гребнем и фронтальной мореной лед. Джамбула.

С этого места поворачиваем на восток, движемся по маркированной турами тропе. Путь пролегает по срединной части фронтальной морены, а затем по ее правому борту. Через 2 ч движения располагаемся на 8-ю ночевку у начала непосредственного подъема на пер. ТЭУ Сев. (1Б). От реки Лев. Талгар до этого места путь занимает 5 ч 10 мин, общий набор высоты составил 1 300 м. 9-й день похода - прохождение пер. Ю. ТЭУ.

Рис. 89. 74 — пер. Джамбула; 75 — пер. ТЭУ Ю. с лед. Джамбула. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 2,5 км от седловины пер. Джамбула
Рис. 89. 74 — пер. Джамбула; 75 — пер. ТЭУ Ю. с лед. Джамбула. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 2,5 км от седловины пер. Джамбула.

Перевал Ю. ТЭУ (2А, 3900 м) расположен между вершинами ТЭУ и Джамбула в северо-западном отроге Заилийского Алатау, отходящем от вершины С. Сталь-ского. Перевал ведет с лед. Джамбула (р. Науруксай, р. Лев. Талгар) на лед. Ю. ТЭУ (р. Ср. Талгар). Пер-вопрохождение перевала совершено в августе 1988 г. казахстанскими туристами В. Вуколовым, С. Горелыше-вым, О. Липпертом, В. Шестерненым, М. Ятниным под руководством А. Артемьева.

С места 8-й ночевки на правой боковой морене лед. Джамбула сходим на открытый ледник и движемся на юго-восток, постепенно поворачивая на восток. Через 50 мин подходим к началу подъема на пер. Джамбула, ледовая седловина которого расположена на востоке (рис. 89, 74). На северо-востоке отчетливо виден осып-ной кулуар, ведущий к перевалу Ю. ТЭУ (рис. 89, 75).

Начинаем движение по центру кулуара по средней величины осыпи крутизной 35—40°. Через 45 мин подъема кулуар поворачивает на восток. Еще через час движения по кулуару выходим на седловину пер. ТЭУ Ю. Кулуар камнеопасен, поэтому движение по нему рекомендуется начинать рано утром.

Рис. 90. 75 — пер. ТЭУ Ю. с одноименного ледника. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния 200 м от седловины
Рис. 90. 75 — пер. ТЭУ Ю. с одноименного ледника. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния 200 м от седловины.

Пер. ТЭУ Ю. представляет собой достаточно широкую (около 100 м ) ледово-осыпную седловину с ориентацией склонов восток—запад. Тур расположен в центре седловины.

Спуск с перевала на восток - это снежно-ледовый склон крутизной 45—50°, пересеченный несколькими поясами бергшрундов (рис. 90, 75). На момент описания снежный покров позволил достаточно просто преодолеть бергшрунды. Было навешено 150 м перил со страховкой через ледорубы. Для спуска б участников с перевала на лед. ТЭУ Ю. потребовался 1 ч.

Дальнейший путь на восток и юго-восток проходит по центру ледника, постепенно смещаясь к левой его части. Ледник (средняя крутизна 10°) сильно изрезан поперечными трещинами, поэтому проходить его следует в связках с тщательной страховкой (рис. 91, 75). Путь по леднику занял 2 ч.

Рис. 91. 75 — пер ТЭУ Ю. с фронтальной морены одноименного ледника. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния от седловины
Рис. 91. 75 — пер ТЭУ Ю. с фронтальной морены одноименного ледника. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния от седловины.

От языка ледника движемся около часа по моренным отложениям на северо-восток (здесь имеются остатки альпинистской тропы), переправляемся по камням на правый берег р. Ср. Талгар и еще через час движения вниз по течению подходим к травянистым площадкам у морены лед. Крошка, где останавливаемся на 9-ю ночевку. Всего прохождение пер. ТЭУ Ю. от ночевки до ночевки заняло 6,5 ч.

10-й день похода - подход к лед. Копр под пер. Копртюз. С места 9-й ночевки в течение часа спускаемся вниз по тропе на левом берегу р. Ср. Талгар. Дальше тропа поднимается на верх древней фронтальной морены лед. Копр, откуда начинается подход к пер. Копртюз.

Перевал Копртюз (ЗА*, 4550 м) расположен в основном хребте Заилийского Алатау между массивом Талгар и вершиной Копр (р. Ср. Талгар), ведет на лед. Корженевского (р. Ю. Иссык).

Рис. 92. 55 — пер. Кызылтюз; 76 — пер. Копртюз с лед. Копр. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 1,5 км от седловины пер. Кызылтюз
Рис. 92. 55 — пер. Кызылтюз; 76 — пер. Копртюз с лед. Копр. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 1,5 км от седловины пер. Кызылтюз.

К лед. Копр следует подниматься по северному «карману», образованному древней, поросшей травой фронтальной мореной ледника и скальным гребнем. По «карману» идет старая альпинистская тропа, маркированная турами. Через 4 ч движения подходим под скальный гребень, отделяющий ледники Копр и Озерный. В середине гребня отчетливо виден осыпной пер. Кызыл-тюз (рис. 92, 55).

Собственно подъем на пер. Копртюз начинается с подъема на этот гребень по осыпи крутизной 35° и занимает 1 ч 10 мин. Справа по ходу движения на восток виден стык гребня и снежно-ледового ребра, где имеются площадки для трех палаток (рис. 92, 76). Здесь организуем 10-ю ночевку.

От места ночевки на следующий день начинаем движение связками в кошках. Участок I—II (рис. 92) длиной 200 м от скального гребня до второго крупного скального «жандарма» проходим по верху ледового ребра, при этом «жандарм» обходим снизу. Участок II— III — это ледовый склон крутизной до 50° и длиной 60 м. Здесь навешиваем перила, закрепленные на ледовых крючьях. Приблизительно в середине участка II— III у основания «жандарма» забит скальный крюк с петлей, однако использовать его при подъеме нецелесообразно, так как веревка может сбить отдельно лежащие камни.

Участок III—IV проходим по ледовому склону крутизной 50—55° длиной 160 м с навешиванием перил, страховкой через ледовые крючья, и только в точке IV есть возможность забить скальные крючья. Этот участок камнеопасен.

Рис. 93. 76 — пер. Копртюз с лед. Корженевского. Зарисовка в западном направлении с расстояния 2,5 км от седловины
Рис. 93. 76 — пер. Копртюз с лед. Корженевского. Зарисовка в западном направлении с расстояния 2,5 км от седловины.

Участок IV—V - сильно разрушенные скалы крутизной 35—40° длиной 60 м. В точке V имеется очень крупный камень, в который вбит скальный крюк с петлей для крепления перил. У камня можно укрываться в случае непогоды.

Участок V—VI - крутой лед (40—45°), покрытый тонким слоем снега. Длина участка 90 м. Здесь, как почти на всем пути подъема, необходимы веревочные перила, которые можно закрепить на ледовых крючьях.

В точке VI имеются выходы скал, крутизна склона вы-полаживается до 15° и образуется 5-метровая «полка», достаточно безопасная и удобная для отдыха.

Участок VII—VIII - крутой (до 55°) ледовый склон протяженностью 260 м. В точке VIII происходит выпо-лаживание склона. Это и есть пер. Копртюз. От места 10-й ночевки на скальном гребне до выхода на перевал (в условиях непогоды) потребовалось 10 ч.

От точки VIII движемся на восток по перевальному седлу до разрыва снежно-ледового карниза и по нему достаточно просто (по 15-градусному склону) спускаемся на лед. Корженевского. Через 30 мин движения на восток - юго-восток выходим на ледниковое плато перед пер. Жарсай (рис. 93, 76), седловина которого видна на востоке; южнее в этом же гребне виден и пер. Петра I.

Дальнейший спуск в долину можно осуществить по центру лед. Корженевского до выхода на правую боковую морену.

11-ю ночевку организуем на верхнем плато самой северной камеры лед. Корженевского, у начала непосредственного подъема на перевалы Копр и Жарсай.

Рис. 94. 77 — пер. Жарсай с лед. Корженевского. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 94. 77 — пер. Жарсай с лед. Корженевского. Зарисовка в восточном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Перевал Жарсай (ЗА, 4500 м) расположен в главном хребте Заилийского Алатау между вершинами Металлург и «4300», ведет с лед. Корженевского (р. Ю. Иссык) на лед. Пр. Жарсай (р. Жарсай, р. Иссык).

Подъем на перевал (рис. 94, 77) начинается от верхнего северного плато лед. Корженевского. Пройдя 20 мин по плато на север, поворачиваем на восток к широкой снежной седловине пер. Жарсай. Подъем по леднику крутизной 10—20° с одновременной страховкой занимает 30 мин. Тур находится на скальном «острове» в центре перевальной седловины. Направление склонов -восток — запад.

Спуск в восточном направлении на лед. Пр. Жарсай представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 35—60° и протяженностью около 500 м.

Рис. 95. 77 — пер. Жарсай с лед. Пр. Жарсай. Зарисовка в северозападном направлении с расстояния 2 км от седловины
Рис. 95. 77 — пер. Жарсай с лед. Пр. Жарсай. Зарисовка в северозападном направлении с расстояния 2 км от седловины.

Участок I—II (рис. 95) начинается от скального «острова» на перевальной седловине. Это ледовый склон крутизной до 60°, протяженностью 100 м, требующий навешивания перил и использования ледобура-вертушки для уходящего последним участника. В противном случае скорость спуска значительно уменьшается.

Участок II—III — ледовый склон крутизной 15°, протяженностью 20 м, который выводит на второй, наиболее крупный скальный «остров». Участок III—IV преодолеваем, обходя «остров» слева. Навешиваем 150 м перил до третьего, самого нижнего скального «острова». Крутизна ледового склона на этом участке достигает 60°, страховка в верхней части осуществляется через ледовые крючья, в нижней - через ледоруб. Для спуска последнего участника используется ледобур-вертушка. Склон на участке III—IV лавино- и камнеопасен.

На участке IV—V от третьего скального «острова» возможен спуск с попеременной страховкой по снежно-ледовому склону протяженностью 150 м.

Внимание! В нижней части участка находится мощный бергшрунд, который можно обойти по снежному «мостику» слева. Ниже бергшрунда склон резко выпо-лаживается. Ледник Пр. Жарсай в этом месте сильно изрезан трещинами, что требует тщательной страховки. Общее время спуска от перевальной седловины до пологой части лед. Жарсай составило 7 часов.

12-ю ночевку организуем на правой боковой морене лед. Пр. Жарсай.

13-й и 14-й дни похода - прохождение пер. Траверсный и подход к языку лед. Жангырык, 15-й - дневка, 16-й - снятие заброски с пер. Попова и подход под пер. 70-летия Октября. Эти участки маршрута описаны выше. 16-я ночевка организуется на морене лед. Жангырык, которая отделяет южную ветвь от основного тела ледника (см. описание пер. Чилико-Кеминский в маршруте 8). 17-й день пути - прохождение пер. 70-летия Октября.

Рис. 96. 72 — пер. 70-летия Октября с лед. Кеминский. Зарисовка в северо-восточном направлении с расстояния 300 м от седловины
Рис. 96. 72 — пер. 70-летия Октября с лед. Кеминский. Зарисовка в северо-восточном направлении с расстояния 300 м от седловины.

Перевал 70-летия Октября (2А*, 4350 м) находится в восточном углу Чилико-Кеминской перемычки, соединяющей хребты Заилийский Алатау и Кунгей-Алатау, ведет с лед. Жангырык (р. Жангырык) на лед. Кемин-ский (р. Чон-Кемин). Перевал с его отчетливой седловиной проходился туристами. Установлено точно, что его проходили две группы туристов Крымского ОСТЭ под руководством В. Волошина и О. Чеснокова не позднее 8 августа 1988 г.

Однако перевал не был обоснованно описан, паспортизирован и классифицирован, поэтому отсутствовал в «Перечне...». В конце августа 1988 г. классификационное прохождение перевала совершено казахстанскими туристами В. Вуколовым, С. Горелышевым, О. Липпер-том, В. Шестерненым, М. Ятниным под руководством А. Артемьева. Название перевалу дано, вероятно туристами Крымского ОСТЭ.

Подход к перевалу начинается от места 16-й ночевки, жная ветвь лед. Жангырык пологая (крутизна 0—10°)^ почти полностью открытая, лишь при подходе к непосредственному подъему есть зона трещин. Подход от ночевки к подножию основного ледового взлета зани-2 ч 30 мин. С этого места крутизна ледника увеличивается от 20 до 45°. Подъем следует осуществлять, придерживаясь левой (по ходу), более пологой части. Основной сложностью в преодолении перевала явля-0-метровый предперевальный ледовый взлет крутизной 80°. В нижней части этой ледовой стены находится мощный бергшрунд с несколькими снежными «мостиками». Характер льда на стене неодинаков: внизу — натечный, вверху - плотный и прозрачный.

Техника прохождения стены была следующей: первый участник в кошках, без рюкзака, с нижней страховкой через ледобурные крючья, используя ледоруб и ледовый молоток, поднялся на перевал и закрепил перила. Остальные участники поднялись по перилам с верхней страховкой, и это заняло 1 ч.

Перевальное седло представляет собой снежно-ледовое плато размером 100x200 м. Тур находится на скалах в северо-западной части перевала. Спуск — пологое (до 15°) снежно-ледовое плато лед. Кеминский (рис. 96, 72).

Спускаться рекомендуется по его левой части, так как лед. Кеминский чрезвычайно сильно изрезан глубокими трещинами, требует тщательной страховки, и эта часть наиболее проходима. После поворота ледника на северо-запад целесообразно двигаться сначала по центру, а затем спускаться вдоль правого борта ледника. Здесь снежные конусы лавин засыпают многочисленные трещины и облегчают движение. Путь от перевала до площадок под пер. Чон-Кемин занимает 1 ч, а общее время прохождения перевала — 5 ч.

Дальнейший спуск к оз. Жасык-Куль проходит по правому осыпному склону (имеется маркированная турами тропа), мимо камер ледников, ведущих на перевалы Чилико-Кеминский и Журналистов. После выхода к древней, поросшей травой морене следует переправиться по камням на левый берег р. Кеминская и, обходя оз. Жасык-Куль слева, выйти на его западный берег. Спуск к озеру от подножия пер. Чон-Кемин занял 2,5 ч.

18-й день маршрута — подход под пер. Туюк-Алма-ты. От места 17-й ночевки на оз. Жасык-Куль выходим к моренному завалу, от которого начинается р. Чон-Кемин. По ее правому берегу за 3 ч движения на запад подходим к месту, где в р. Чон-Кемин с севера впадает р. Туюк-Алматы. Это четвертая (если считать от истоков) из рек, впадающих в Чон-Кемин с севера. От места слияния поворачиваем на север и идем вверх по левому берегу р. Туюк-Алматы.

С северо-запада в нее впадает три притока. От места впадения третьего притока на востоке виден длинный осыпной гребень, вдоль которого следует двигаться на север. Через 30 мин выходим к небольшому, голубого цвета моренному озеру и организуем 18-ю ночевку на травянистых площадках его северного берега. Путь от р. Чон-Кемин сюда занял 3 ч ходового времени. 19-й день похода — прохождение пер. Центр. Туюк-Алматы.

Рис. 97. 78 — пер. Туюк-Алматы Центр, с лед. Туюк-Алматы. Зарисовка в северном направлении с расстояния 1 км от седловины
Рис. 97. 78 — пер. Туюк-Алматы Центр, с лед. Туюк-Алматы. Зарисовка в северном направлении с расстояния 1 км от седловины.

Перевал Туюк-Алматы Центр. (2Б, 4000 м) расположен в основном хребте Заилийского Алатау между вершинами Алматы-Алагир (4223 м) и Чойбалсана (4 191 м), ведет с лед. Туюк-Алматы (р. Туюк-Алматы, р. Чон-Кемин) на лед. № 78 (р. Озерная).

Первопрохождение перевала совершено в августе 1988 г. казахстанскими туристами В. Вуколовым, С. Го-релышевым, О. Липпертом, В. Шестерненым, М. Ятни-ным под руководством А. Артемьева. Название перевала дано этой же группой туристов и связано с местным названием реки и ледника. «Туюк» в переводе с казахского означает «замок». Действительно, ущелье р. Туюк-Алматы производит впечатление замкнутого, тупикового. С места 18-й ночевки начинаем подъем на север от озера по моренным валам, выходящим к лед. Туюк-Алматы. Вершина Алматы-Алагир является высшей точкой района и видна уже от нижнего моренного озера. На вершине даже заметен триангуляционный знак. Восточнее этой вершины находится широкая седловина пер. Туюк. От нижнего озера перевал закрыт скальным «островом», который можно обойти по морене как с правой, так и с левой стороны. Обойдя «остров» слева, выходим на лед. Туюк-Алматы. Перед языком ледника находится второе озеро. Отсюда на севере уже виден пер. Туюк-Алматы (рис. 97, 78).

Ледник открытый, с небольшим количеством трещин, крутизна 0—10°. Проходить его рекомендуется, придерживаясь правого борта. После прохождения ледника -подъем на перевал по мелкой и средней величины осыпи протяженностью 80 м и крутизной 15—20°. Путь от нижнего озера до перевальной седловины занимает 1,5 ч. Тур сложен в центральной части седловины. Ориентировка склонов перевала - север—юг.

Рис. 98. 78 — пер. Туюк-Алматы Центр, с лед. № 78. Зарисовка в южном направлении с расстояния 3 км от седловины
Рис. 98. 78 — пер. Туюк-Алматы Центр, с лед. № 78. Зарисовка в южном направлении с расстояния 3 км от седловины.

Северный склон - снежно-ледовый, протяженностью 600 м, крутизной 45—55°, изрезан несколькими поясами бергшрундов. Наиболее мощные из них находятся в верхней части склона.

Спуск с перевала имеет несколько основных участков (рис. 98). Участок I—II протяженностью 40 м, с крутизной склона 50—90° включает в себя преодоление верхнего бергшрунда с навешиванием перил, закрепленных на длинный деревянный клин. Промежуточная и нижняя страховка здесь (при наличии снежного покрова) осуществляется через ледоруб. Участок II—III - снежно-ледовый склон крутизной 35—45°. Страховка через ледоруб и ледовые крючья с навешиванием 400 м перил. Участок III—IV — снежно-ледовый склон крутизной 45°, который преодолевается в связках с одновременной страховкой. Спуск с перевального седла на морену занимает 2,5 ч, дальнейший спуск по морене до р. Озерная - 1,5 ч.

20-й день похода — спуск за 2 часа по автомобильной дороге от Бол. Алма-Атинского озера до остановки маршрутных автобусов № 28, 93, а затем переезд в г. Алма-Ату.

Из варианта маршрута 10 опишем перевалы Джамбула, Корженевского, Акгюль, Зап. Дмитриева.

Перевал Джамбула (2А, 4050 м) расположен между вершинами Кишкине-Тау и Джамбула в северо-западном отроге Заилийского Алатау, отходящем от вершины Стальского, ведет с лед. Шокальского (р. Ср. Тал-гар) на лед. Джамбула (р. Науруксай, р. Лев. Талгар).

Прохождение перевала начинаем с конечной морены лед. Шокальского. Чуть заметная тропка ведет по левой боковой морене ледника. После часа движения переходим на ровный в этом месте язык лед. Шокальского и входим в его левую западную камеру. Характерная примета поворота в камеру — черная громада вершины Чо-кана Валиханова. Здесь ледник ровный и почти без трещин. Однако через час ходьбы путь преграждают изломы ледопада. Движение продолжаем в связках и идем сквозь трещины и сераки. Впереди справа уже видна перемычка пер. Джамбула, слева — пер. С. Стальского.

Выходим на перевал не к самому туру, а правее его по скальному кулуару. С гребня свисает мощный карниз. По гребню выходим к перевальному туру. Подъем на перевал от конечной морены лед. Шокальского занимает 3 ч ходового времени.

Спускаться прямо вниз от тура на лед. Джамбула не рекомендуется, так как склон здесь крутой и пересечен многочисленными трещинами и разломами. Следует пройти в северном направлении 200 м по гребню, примыкающему к вершине Джамбула, и начать спуск на запад 150—200 м по правой стороне. Затем, в обход ледопада, перейти на левую сторону и продолжать спуск до пологой части лед. Джамбула по ледовому склону крутизной 35—45° и протяженностью 250—300 м (рис. 89, 74).

Спускаясь по относительно ровной (5—10°) части ледника, надо придерживаться его правого борта и через 30 мин выйти на правую боковую морену. Дальнейший путь вниз до р. Лев. Талгар описан выше. Прохождение пер. Джамбула занимает 8 ч ходового времени.

Рис. 99. 79 — пер. Корженевского с лед. Озерный. Зарисовка с пер. Кызылтюз в юго-восточном направлении с расстояния 1,5 км от седловины
Рис. 99. 79 — пер. Корженевского с лед. Озерный. Зарисовка с пер. Кызылтюз в юго-восточном направлении с расстояния 1,5 км от седловины.

Перевал Корженевского (ЗА*, 4400 м) расположен в основном хребте Заилийского Алатау между вершинами Йинь-Тау и Копр, ведет с лед. Озерного (р. Ср. Талгар) на лед. Корженевского (р. Ю. Иссык).

Подход к перевалу со стороны лед. Озерный описан в маршруте 7. Ночевку можно организовать на оконечности правой боковой морены лед. Озерный, у подно-

жия вершины Копр. Путь от места бывшего альплагеря «Талгар» до места ночевки занимает 4—4,5 ч. От места ночевки следует идти по леднику, изрезанному трещинами.

Непосредственный подъем на перевал с лед. Озерный представляет собой снежно-ледовый склон крутизной 35—70° и протяженностью около 700 м (рис. 99, 79). Подъем осложняют не только большая крутизна, лавино-опасность, но и несколько поясов бергшрундов в первой трети пути. Оптимальным является подъем по правой части склона вдоль скального контрфорса, который даже при отличной подготовке группы занимает 9—10 ч. Только в нижней части склона (100—150 м) можно идти раздельными связками, остальной путь требует навешивания перил.

Информация о спуске по лед. Корженевского дана в описании прохождения пер. Копртюз.

Рис. 100. 52 — пер. Акгюль с лед. Корженевского. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния 3 км от седловины
Рис. 100. 52 — пер. Акгюль с лед. Корженевского. Зарисовка в юго-западном направлении с расстояния 3 км от седловины.

Перевал Акгюль (2А*, 4400 м) расположен в основном хребте Заилийского Алатау севернее одноименной вершины и ведет с лед. Корженевского (р. Ю. Иссык) на лед. Богатырь (р. Ю.-Вост. Талгар).

Прохождение пер. Акгюль начинаем от места ночевки на верхней оконечности левой боковой морены лед. Корженевского. Отсюда прямо на западе хорошо видна пирамидальная вершина Акгюль (в переводе с тюркского «белый цветок»), по обе стороны которой заметны отчетливые понижения хребта. Правое (северное) от вершины понижение и есть пер. Акгюль.

От места ночевки 40 мин идем по левой боковой морене лед. Корженевского, после чего сходим на ледник и двигаемся в сторону заснеженного плато. Это плато огромной ледяной ступенью возвышается у подножия перевальной перемычки, преграждая путь на перевал (рис. 100, 52). Подъем на плато осуществляем, обходя его справа. По пути встречаются несколько поясов бергшрундов, через каждый из которых приходится подолгу искать «мосты».

Непосредственный подъем с плато на перевал представляет собой ледово-фирновый склон крутизной до 40°, который технической сложности не представляет и занимает 20 мин ходового времени. Всего для подъема на перевал от места ночевки требуется 4,5 ч. Тур стоит в самом центре перевальной седловины.

Спускаться сразу вниз на запад от тура не рекомендуется. Надо пройти 50 м по гребню на север, а потом спускаться вниз на лед. Уральцев. Это делается для того, чтобы обойти бергшрунд в ходе спуска с перевала на ледник. Спуск прост: сначала по мелкой осыпи (10 мин), а затем по ледово-фирновому склону крутизной до 40' (15 мин). По лед. Уральцев следует спускаться, придерживаясь левого снежно-скального гребня. Необходима тщательная страховка, так как в местах перегибов лед* ника имеется множество трещин. Через 2,5 ч спускаемся к моренному озеру лед. Уральцев, а еще через час выходим к боковой морене лед. Десница (лед. Богатырь). Всего прохождение перевала Акгюль занимает 8 ч ходового времени.

Рис. 101. 18 — пер. Дмитриева Зап. с лед. Дмитриева. Зарисовка в южном направлении с расстояния 1 км от седловины. (25 мин). В дальнейшем склон несколько выполажива-ется (3 веревки), после этого начинается еще один взлет крутизной до 45°. Приняв по ходу вправо, проходим этот взлет за 30 мин и по небольшому фирновому плато (2,5 веревки) выходим к перевальному туру, расположенному в центре седловины. Карниза в этом месте нет
Рис. 101. 18 — пер. Дмитриева Зап. с лед. Дмитриева. Зарисовка в южном направлении с расстояния 1 км от седловины. (25 мин). В дальнейшем склон несколько выполажива-ется (3 веревки), после этого начинается еще один взлет крутизной до 45°. Приняв по ходу вправо, проходим этот взлет за 30 мин и по небольшому фирновому плато (2,5 веревки) выходим к перевальному туру, расположенному в центре седловины. Карниза в этом месте нет.

Перевал Зап. Дмитриева (2Б, 4200 м) ведет через основной хребет Заилийский Алатау с лед. Дмитриева (р. Лев. Талгар) на лед. Машковцева (р. Ю.-Зап. Тал-гар). Перевал часто посещается туристскими группами, так как является единственным на три близлежащих ледниковых цирка перевалом 2Б категории сложности. Прохождение пер. Зап. Дмитриева начинается с места ночевки на правой боковой морене в самой восточной камере лед. Дмитриева. Отсюда прямо на юге видна ледово-фирновая седловина перевала (рис. 101, 18). Пересекаем ледник в южном направлении и через 40 мин подходим к началу непосредственного подъема на перевал.

Надев кошки, поднимаемся вначале прямо в лоб по склону крутизной до 45° к первой линии бергшрундов

Подъем на перевал с места ночевки занимает 1 ч 45 мин ходового времени (при наличии плотного фирна на склоне).

Страховка на всем протяжении подъема осуществляется через ледоруб, группа движется раздельными связками, не применяя перил.

Спуск идет прямо вниз от перевального тура по некрутому (до 20°) фирновому склону. При выходе на лед. Машковцева в начале выполаживания склона имеется метровой ширины бергшрунд. Лед. Машковцева сильно изрезан трещинами, большинство из которых закрыты, язык круто обрывается к моренным выбросам. В этом месте нужно ввернуть для страховки 2 ледовых крюка.

Спуск с перевала до русла р. Ю.-Зап. Талгар занимает 45 мин ходового времени. Всего для прохождения пер. Зап. Дмитриева от места ночевки до русла реки требуется 3 ч 40 мин ходового времени.

Если туристы захотят пройти по Северному Тянь-Шаню маршрут высшей, VI категории сложности, то в нитку любой описанной нами «пятерки» нужно ввести пер. Талгарский провал.

Талгарский провал (ЗБ, 4700 м) расположен в Талгарском массиве основного хребта Заилийский Алатау и ведет с лед. Ю. Талгар (р. Ср. Талгар) на лед. Корже-невского (р. Ю. Иссык).

В летнем сезоне 1986 г. новосибирские туристы под руководством С. Бабурченкова прошли перемычку между Главной и Южной вершинами массива Талгар, оценив ее сложность в ЗБ. Этот перевал, условно именуемый Талгар Центр. (4 885 м), ведет с лед. Сев. Талгар (р. Ср. Талгар) на лед. Корженевского (р. Ю. Иссык).

В заключение следует отметить, что горная комиссия Федерации туризма Казахской ССР располагает сведениями о еще нескольких десятках перевалов Северного Тянь-Шаня, ждущих своих первопроходцев.







  
Достижения в альпинизме и высокогорном туризме не измеряются хронометром, но нередко от быстроты действий зависит покорение вершины или жизнь спортсменов. В одних случаях быстрота движения предохраняет от неблагоприятного воздействия внешних
Засыпанный снегом, холодный лагерь «Джей Найн» преподнес нам на этот раз сюрприз: какие то девицы с развевающимися волосами носились на снежных скутерах. Они подхватили наши вещмешки и умчались к постаревшим за год, полузанесенным зимними штормами домикам. Общий вид лагеря разительно изменился. За сугробами нам открылось покрытое серебристой
Мы начнем с описания ручьев левых притоков Буордаха. Далее перейдем, продвигаясь в юго западном направлении, к Нере и, наконец, к долинам рек, лежащим на западе от Буордаха, вблизи Индигирки. Некоторые долины ручьев, непосредственно приводящие к перевалам, описываются при рассмотрении соответствующего перевала.
Редактор Расскажите
о своих
походах
Снаряжение туриста горника вещь совершенно особенная. Посудите сами: оно должно быть легким, не бояться камней и воды, грязи, снега и льда, легко чинится в случае порчи, без проблем заменяться при потере, быть по возможности недорогим, выполнять как можно больше функций. .
Национальный парк Таганай вблизи города Златоуста влечёт к себе тысячи туристов со всех уголков страны. Едут сюда с целью насладиться неповторимой красотой горных вершин, ощутить суровую девственную природу с завораживающими пейзажами, познакомиться с разнообразием животного и растительного
Приглашаем в поход р. Кубань и ее притоки нужен гребец ( лучше капитан ) на кат 2. сроки 2 мая 11 мая. Владимир Ашихмин


0.064 секунд RW2