Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Восточный Кавказ

От автора

МЕСТО ВОСТОЧНОГО КАВКАЗА В СИСТЕМЕ БОЛЬШОГО КАВКАЗА

Как складывались части целого

Деление на зоны и регионы

Орография как соотношение cовременных водоразделов

Климат Восточного Кавказа

Ледники и реки

ПО ИНГУШЕТО-ХЕВСУРЕТСКОМУ РЕГИОНУ

Через горные ворота Кавказа

По Тереку

Бассейн Армхи

Мтиулетский хребет

Хребет Кидегани

По Пестрым горам

По водоразделу Пирикитской и Пиракетской Хевсуретии

Хевсуретский хребет

Мтиулетская Арагви

Гудамакарский хребет

Бассейн Хевсуретской Арагви

ПО ЧЕЧЕНО-ТУШЕТСКОМУ РЕГИОНУ

Бассейн Пшавской Арагви

Тианетский хребет

По Алазани.

Хребет Некерали

По Вайнахскому хребту от Ассы до Аргуна

Вдоль Чентыаргуна

Хребет Кхошгишта

Бассейн реки Андаки

Хребет Ацунта

Пирикитский хребет

Бассейн Шароаргуна

Ущелье Пирикитской Алазани

Ущелье Ларовнисцкали

Ущелье Тушетской Алазани

На велосипеде по ГВХ

Снеговой хребет

ПО РЕГИОНУ ДАГЕСТАНСКИЕ ГОРЫ

По ГВХ над водосбором Сулака

Ущелье Орицкали. Дагестанское - Мошота

Ущелье Килы

Богосский водораздел

Хребет Кад

По Андийскому Койсу

Ущелье Бедзеб - Джурмут - Аварское Койсу - "эстафета" одной реки

По ГВХ от караванного Джоахкацдага до караванного Диндидага

Над истоками Самура

По Нукатльскому водоразделу

Бассейн Каракойсу

Самурский хребет

Ущелье Дюльтычая

Ущелье Карасамура

Ущелье Ахтычая

По Самуру

По ГВХ от Динди до Чахыла

По ГВХ от Чахыла до Малкамуда

Чехычайская подкова

ПО РЕГИОНУ АЗЕРБАЙДЖАНСКИЕ ГОРЫ

Ущелье Белоканчая

Ущелье Ахчая

Ущелье Тиканлычая

Ущелье Геокчая

Котловина Гирдыманчай

ГВХ от Базардюзю до перевала Салават

Самый сухой траверс ГВХ

По бассейну Кусарчая

Через прибрежные ворота Кавказа

Восточный Кавказ - Путеводители

Ущелье Бедзеб - Джурмут - Аварское Койсу - "эстафета" одной реки

Профиль реки Бедзеб - Джурмут - Аварское Койсу - Сулак
Профиль реки Бедзеб - Джурмут - Аварское Койсу - Сулак.

В этом разделе мы рассмотрим лишь "эстафету" только названных, осевых потоков водосбора. А полный водосбор Аварского Койсу с ее сетью притоков огромен, площадь его равна 7660 км2. Этих притоков в бассейне 1440, их них 52 имеют длину более 10 км, а Каракойсу- даже 93 км! Правда, в бассейне Аварского Койсу оледенение составляет лишь 6,8 км2, что меньше, чем у Андийского Койсу.

Бедзеб, Джурмут и верховье Аварского Койсу до Гидатлинского моста (1000 м) глубоко врезаются в толщу аспидных сланцев и песчаников. Ниже, при пересечении известняково-доломитовой толщи, река образует в ней ряд глубоких узких теснин, чередующихся с котловинообразными расширениями.

Общая длина "эстафеты" 178 км, общее падение 2700 м, средний уклон 15,1 м/км.

Аварское Койсу, правая составляющая Сулака, берет начало потоком Бедзеб на ГВХ на высоте 3000 м из ледника в каровом полуцирке на северном склоне пика Гутон (3648 м). Пополняясь родниковыми источниками на 5-километровом веере осыпей начала Самурско-Нукатльского ответвления от ГВХ, река через 6 км (на высоте 2452 м) единым потоком входит в коридор сланцевого каньона. Перед каньоном на широкой чаше осыпей, поросших альпийскими лугами, - пастбища для многочисленных отар овец, пригоняемых сюда каждое лето из Чародинского района Дагестанской АССР по СПТ через перевал Бедзеб (ок. 3500 м, 1 Б) в Нукатлинском хребте - из ущелья Ойсор.

В каньоне Бедзеба через 3 км впадает слева первый крупный приток - Гутон (5 км), берущий начало от западного ледника пика Гутон; справа на берегу Бедзеба, прямо на дне каньона, находится кутан колхозников из сел. Камелух Тляратинского района. Второй кутан камелухцев встречается также на правом берегу - в 2 км ниже, но на травянистой полке над окончанием каньона. А еще через 2 км на высоком правом берегу, за устьем притока Джоахор, располагается сел. Камелух.

От места впадения Джоахора, имеющего длину 10 км, в Бедзеб (его длина 13 км) на высоте 1970 м как раз под сел. Камелух возникает новое название реки - Джурмут. Скотоперегонная тропа из верховья Бедзеба идет от верхнего начала каньона сразу же через северо-западный травянистый отрог Гутона к середине одноименной реки и по ее правому берегу к броду через Бедзеб к кутану. А от него, преодолев правый приток-ручей, выбирается на верх каньона и так поверху продолжается мимо второго кутана до Камелуха. Сквозное прохождение 5-километрового каньона по дну или по полке над водой возможно лишь в межень или осенью после сухого лета.

В истоки Бедзеба можно выйти также спортивными перевалами, не имеющими троп: Аиксим (ок. 3250 м, 1 Б) от истоков Самура, Днепропетровцев (ок. 3450 м, 1 Б), вдоль реки Гутон через одноименный перевал (ок. 3200 м, 2 А) на ГВХ. Уклон Бедзеба от истока до входа в каньон 9.1,3 м/км, в каньоне и до Камелуха - 68,8 м/км.

Ущелье Джурмут - своеобразный район Дагестана с сосновыми лесами по склону левого берега и вдоль берегов его правых притоков Цемарора, Кудаора и Тляратаора, со звонкими водопадами, ниспадающими со скальных утесов, богатым животным миром (туры, безоаровые козы, серны, бурые медведи, улары), для охраны которого в бассейне Бедзеба создан Гутбнский заповедник. Дикие животные или их следы встречаются повсеместно в бассейне Джурмута.

Ущелье Джурмут хорошо проходимо как по верхней тропе от Камелуха через многие селения в Тлярату, так к по дну, вдоль воды, если стоит сухая погода. Доказательство тому - наше пешее прохождение вдоль воды, по нижней тропе от Камелуха до Тляраты (36 км) с утра и еще до захода солнца 28 сентября 1952 г. Однако в дождливую погоду, особенно в ненастное лето, нижняя тропа затапливается, а теснина перед Кудаором не поспевает с пропуском воды, и по Джурмуту угрожающе поднимается уровень этого временного водохранилища. Наша вторая экспедиция шла в июле 1967 г. именно в такой ненастный сезон, не сумела нигде пройти по нижней тропе и отрезок от Камелуха до Тляраты "освоила" лишь за 3 дня.

В целом, если пренебречь мелкими изгибами русла, Джурмут течет как бы по линии очень слабо изогнутой дуги. Ширина реки 10-15 м, наибольшая ширина - у сел. Тлярата (36 м), глубины на плесах 1-1,5 м, разветвления русла редки.

От Камелуха до сел. Гортнуб (1804 м) вдоль реки 11 км. Уклон здесь 15 м/км. Если это не межешь и не такой сухой сезон, как лето и осень 1952 г., когда в самых глубоких местах можно было проходить реку вброд поодиночке, этот отрезок - объект для совершенно спокойного сплава.

От Гортнуба до сел. Тохота (1693 м) вдоль реки 9 км, уклон ее 12,3 м/км. Сразу после Тахоты Джурмут делает несколько мелких поворотов. Но через 3 км выравнивается, течет спокойно до самых прижимов к правому берегу возле сел. Росноб. Затем следует теснина с водоворотами. От Хохоты до Тляраты (1383 м) вдоль реки 16 км, уклон русла 19,3 м/км.

При желании сплавиться по Джурмуту и Аварскому Койсу из Махачкалы в Тлярату можно добраться попутными автомашинами (290 км) или рейсовым вертолетом. Далее можно нанять до Камелуха вьючных лошадей или же "челночить" туда снаряжение по тропе на себе, оставив часть необходимого (продовольствие) в Тлярате для дозаправки на сплаве. Заодно при заброске снаряжения в Камелух просматривается весь маршрут предстоящего сплава, особенно если удастся проход по нижней тропе.

Для азербайджанских и грузинских туристов дешевле иные подходы: из Белокан (Аз. ССР) автомашиной заброситься на перевал Джоахкацдаг (2608 м, 1 А зимой) на ГВХ, а с него по СПТ вдоль Джоахора (левый приток Джурмута) к сел. Чарода на караванную тропу на Джурмуте (22 км от Тляраты и 14 км от Камелуха).

Последний этап Джурмута (11 км) до впадения в него под сел. Анцух, на высоте 1286 м, Хзанора- самый пологий (уклон 8,8 м/км), но и самый многоводный, с водоворотными струями. Здесь вдоль левого берега от Тляраты до устья идет автодорога. В целом Джурмут характеризуется почти на всем протяжении легкой и местами средней сложности шиверой, порогами, прижимами, преимущественно правосторонними. Длина реки 47 км, средний уклон 14,5 м/км.

Автодорога продолжается далее практически вдоль всего течения Аварского Койсу, до сел. Голотль по левому берегу, затем по правому до Карадаха, снова по левому (поднявшись на склон) до впадения Каракойсу, далее по правому до моста на Унцукуль и отсюда до устья - только по левому берегу.

На участке от устья Хзанора до сел. Голотль река, прорезая хребты Боковой и Гамчиль, протекает в ущелье шириной 20-30 м, местами переходящем в каньон. Ниже долина имеет У-образную форму, ширина ее по дну от 70-100 до 300-400 м. Склоны долины через 0,5- 0,6 км рассечены оврагами и балками глубиной 30- 40 м. Овраги в устьях образуют конусы выноса высотой 1,5-2 м и площадью 0,1-0,5 км2. В верхней трети Аварского Койсу правый склон порос лесом (сосна, дуб, граб, береза), левый - кустарником. Ниже склоны зачастую травянистые или вообще оголены. Пойма реки двусторонняя, шириной от 20 до 450 м, высотой до 1 м. В половодье Аварское Койсу разбивается на блуждающие по всей ширине поймы рукава. Русло порожистое. Пороги с падением 0,5-9 м (!) образованы скоплением валунов, реже выходами скальных пород. Преобладающая ширина русла 30-35 м. Глубины колеблются от 0,8 до 2,5 м, скорость течения - от 1 до 3,5 м/сек.

На протяжении 1-го этапа (7 км от истока до первого порога перед сел. Кособ) Аварское Койсу относительно спокойна, со слабыми, хотя и частыми прижимами и несложными шиверами. В 1 км выше Кособа от этого порога начинается 20.километровый сложный 2-й этап. Порог проходится под правым берегом. Тянущаяся после Кособа теснина порождает пенящиеся шиверы, особая опасность которых состоит в крупных обломках скал, обвалившихся с окружающих стен ущелья в русло и скрытых в сплошь кипящей буранами воде.

На этом отрезке у впадения справа притока Хорода (4 км ниже Кособа) порог с мощным сливом в центре и навалом воды на выпирающую от правого берега скалу. Надежнее пройти, держась слева. В 6 км ниже порога, миновав через 3 км устье левого притока Черах, встречаетесь с километровым каскадом сложных порогов, которые приходится преодолевать в один прием, ибо между ними сложно причалить. Разведки всех порогов надо делать сразу от начала этапа.

Еще через 1 км, напротив впадения притоков (сначала справа, затем слева), путь преграждает мощный порог с двухметровым сливом и валами, круговертью и пустотами в воде. А тотчас за порогом почти на 3 км тянутся мощные прижимы то к левому, то к правому берегу и почти сплошная шивера средней сложности с валами до 1,5 м.

В конце этого отрезка, от впадения слева Рутлуха и справа, через 1 км, Темира, Аварское Койсу делает крутую петлю на восток, после чего, проскочив под остатками старого моста (следы разгула реки летом 1967 г.) и под высоким новым мостом, принимает прежнее направление стока. И сразу же восстанавливает прежнюю сложность, выставив один за другим на протяжении 4 км 9 порогов. Автодорога на этом участке идет возле воды по левому берегу, причем через 1,5 км ниже устья Темира уходит в тоннель. Недостаточная высота тоннеля - до сих пор единственная причина того, что в верховья бассейна, к районным центрам Тлярата и Бежта, не ходят автобусы.

Пороги почти равномерно удалены друг от друга, и целесообразно провести по берегу разведку сразу всех, ибо при сплаве неудобно причаливать после каждого из них. Средний уклон 1-го и 2-го этапов сплава по Аварскому Койсу 7,1 м/км.

Тотчас после этого каскада река попадает на более крутой уклон. Благодаря более высокой скорости течения она снесла здесь на своем пути валуны и сгладила скальные выступы в ложе; шивера незначительна, как и малозаметны пороги. 3-й этап тянется 10 км до каменного шоссейного моста перед районным центром Советское. Уклон 20 м/км.

4-й этап (20 км) начинается с очень сложного порога перед пос. Советское, а после порога еще на 1 км щетинится шивера с валами до 1,5 м. Далее до Гидатлинского моста перед Голотлем река течет спокойно, ветвись рукавами или прижимая к берегам, ставшим с обеих сторон пологими. Уклон на этапе 6,7 м/км.

5-й этап - все низовье после Гидатлинского моста до устья (62 км) - превосходит по длине предыдущие в сумме и характеризуется совершенно иными особенностями и картинами окружающей местности. Именно отсюда и до образования Сулака река прорезает известняково-доломитовую толщу, образуя то сужения 50-100 м при длине каньона 1-2 км, то котловинообразное расширение 200-800 м при длине котловин от 2 до 5 км. Более всего ущелье сужается близ Карадаха, где река более 1 км стремительно мчится в скальном клюзе шириной от 2 до 6 м. Глубина на этом участке превышает 10 м, скорость течения - 4 м/сек.

Спокойно начав сплав от Гидатлинского моста в каньоне, водники могут безбоязненно проскочить 9 км, включая каньон после сел. Гонода, но тотчас после выхода из каньона надо причалить к правому берегу, над которым здесь проходит автодорога. Следующий далее Карадахский каскад с его водопадами до 2 м непроходим. Через 1 км обноса по дороге сплав возобновляется: 2 км через шиверы с валами до 1,5 м, затем 30 км по глубокой долинке без больших технических сложностей (в том числе 10 км по относительно узкому ущелью), а от сел. Чалда до сужения в 6 км выше Унцукуля - по самой просторной долине Аварского Койсу, где русло разветвляется на 5-6 потоков, блуждающих по широкой (до 500-800 м) галечно-валунной пойме.

Замыкается 5-й этап Унцукульским каньоном длиной 20 км. Перед началом его опасной части переброшен шоссейный мост, который служит предостережением. Через 0,5 км шивера с крутовертью, после нее можно причалить, ибо впереди - 2 грозных порога с 3-метровыми валами и каменными лбами, а тотчас за порогами - шивера большой сложности. Пороги эти еще не проходили водники, предпочитая обнос до третьего, последнего, порога реки, преодолимого по центру. Финишная прямая проще: 1,5-метровые валы стремительного многоводья, огромные валуны и галечные острова в русле, видимые издалека. Последние 500 м вновь преодолеваются в теснине шириной 5-7 м, вплоть до выхода на высоте 303 м в смешанные мутные воды Андийского и Аварского Койсу, т. е. в исток Сулака. Средний уклон 5-го этапа 7,2 м/км.

Если сплав завершается здесь, то на автобус в Махачкалу можно попасть в Унцукуле, пройдя обратно пешком по берегу над Аварским Койсу 12 км (см. также: В. Митрофанов. Кавказ весенний... Аварское Койсу. Журн. "Турист", 1974, № 3).







  
Способ приготовления: Шпик обычно снимают со спины и боков туши, где толщина его не менее 2, 5 см. Как правило, для соленого шпика не используют слой с брюшины, а также сало от хряков или пожелтевший и мягкий шпик. Слой сала разрезают на куски размером примерно 20х20 см. Солят куски сухим способом, тщательно
Нас будит миссис Попитс. Джордж лежебока. Надувательство с предсказанием погоды. Багаж. Испорченный мальчишка. Вокруг нас собирается толпа. Мы торжественно отбываем на вокзал Ватерлоо. Персонал Юго Западной железной дороги пребывает в блаженном неведении касательно таких мирских дел, как
(5, 6) Схема маршрутов из кишлака Ворух. Перевалами Кироксан (5) и Щуровского (6) проходит путь в верховья бассейнов ледников Кшемыш и Щуровского. С обоих перевалов открываются панорамы наиболее интересных в туристском отношении районов: массива Ак Терек (на востоке)
Редактор Расскажите
о своих
походах
Есть известная истина. Нельзя проходить поход на зубах , преодолевая себя, с настроением нам бы ночь продержаться, да день простоять . Так вы быстро попадете в аварийную ситуацию. Поход должен проходить в меру трудно, а отдых обязательно должен быть комфортным и полноценным.
В декабре 1945 года Белецкий демобилизовался и вернулся в Ленинград на Кировский завод. 7 марта 1946 года за выдающиеся спортивные достижения и многолетнюю общественную и спортивную деятельность ему было присвоено звание заслуженного мастера
Категория сложности: 2А (2. 1. 24) Высота: 4250 Характер: снежно ледовый Ориентация: СЗ ЮВ Расположение: В главном хребте Терскей Алатау, между вершинами Котор и Кельдеке Западная. Связывает ледник Котор Северный (река Котор Тор, река Чон Кызылсу) с западной ветвью ледника Колпаковского.


0.447 секунд RW2