Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу

Предисловие

Баксанская долина

Эльбрус и его отроги

Долина реки Кыртык

Долина реки Ирик

Верховья реки Малки

Верховья Кубани

Долина реки Уллухурзук

Долина реки Уллукам

Траверс северных и восточных склонов Эльбруса

Южное Приэльбрусье

Долина реки Донгузорун

Долина реки Накры

Долина реки Юсеньги

Долина реки Долры

Долина реки Квиш

Долина реки Азау

Долина реки Ненскры

Долина реки Восточный Кичкинекол

Юго-восточнее Эльбруса

Из долины Курмычи в долину Адырсу

Долина реки Адылсу

Долина реки Шхельды

Через Ушбинский хребет, Гульский отрог и Ушбинское плато

Долины рек Местиачала и Тюибри

Хребет Адырсу

Из долины Кестанты в Чегем

Долина реки Тютюсу

Долина реки Адырсу

Литература

Приэльбрусье, Лекзыр, Адырсу - Путеводители

Из долины Курмычи в долину Адырсу

Перевал Джаловчат (1Б, 3270, сн.-лед., 35) расположен в северном отроге Адылсу (отходящем от вершины Узловая), между вершинами ВМФ и День Физкультурника. Соединяет долину реки Курмычи (правый приток Баксана) с ледником и ручьем Джаловчат - вторым левым, если считать снизу, притоком Адырсу (см. рис. 14).

Подъем в висячую долину Курмычи из Баксанской долины начинается от шоссе, в 2 км выше поселка Верх. Баксан (1550). Тропа ведет правым берегом Курмычи, серпантином набирая высоту, мимо красивого водопада. Устьевую ступень преодолеваем за час и входим в долину. Здесь, около верхней границы леса, удобные места для бивака. Впереди просматриваются верховья долины: слева - трехступенчатый ледопад ледника Вост. Курмы, справа - язык ледника Зап. Курмы, между ними, под склонами пика Авиации, - крутой снежный цирк, отделенный от ледника Вост. Курмы северо-восточным отрогом северного гребня этой вершины.

Продолжая подъем по правому берегу реки, мимо остатков коша на древней морене, подходим к месту впадения справа по ходу реки Зап. Курмы. Выше слияния переходим по камням реку Вост. Курмы и по моренам и осыпям попадаем в цирк под пиком Авиации, под склоны его северо-восточного отрога, обходя таким образом нижний ледопад ледника Вост. Курмы. По крупной осыпи, а затем по кулуару поднимаемся на северо-восточный отрог пика Авиации, правее остроконечной скалы. На гребне отрога травянистые площадки (2700), можно организовать исходный лагерь перед прохождением верхней части ледника. Вода на леднике. Подъем сюда из долины Баксана займет около 5 - 6 часов.

С площадок нетрудно выйти на ледник. Поднимаемся по его левому берегу в обход средней ступени ледопада (здесь и далее до седловины движение в связках). По снежному мосту преодолеваем бергшрунд. Ледник выполаживается до 20 градусов, количество трещин уменьшается. Здесь выходим на середину ледника.

Впереди верхняя, самая мощная, ступень ледопада. Обходим ее по правому берегу ледника, по крутому (до 40 градусов) снежному (в конце лета - снежно-ледовому) склону, который постепенно выполаживается и выводит в снежный цирк ледника Вост. Курмы. Обойти верхнюю часть ледопада можно и по левому краю ледника. Все зависит от снежно-ледовой обстановки и надежных проходов в лабиринте трещин.

Справа (по ходу) на морене под склонами пика Авиации имеются площадки для ночлега (3200).

Пересекаем цирк в направлении пика День Физкультурника, где левее него, около скального жандарма, виден перевал Джаловчат. Справа остается перевал Курмычи (37), ведущий в долину Адылсу. Подъем на перевал Джаловчат по короткому, крутизной до 30 градусов, снежному взлету, пересеченному бергшрундом (обычно есть снежные мосты). Путь до седловины от бивака на северо-восточном отроге пика Авиации занимает 4 - 5 часов.

С каменистого гребня перевала видны ледник Джаловчат и возвышающиеся над ним вершины Адырсу, Дружба, Локомотив, Койавганауш. На востоке - вершины и перевалы восточных верховьев ледника Адырсу и далеко за ними пик Тетнульд.

С перевала вниз по осыпям, лежащим на скальных полках, идет тропа общим направлением налево. До середины лета осыпи могут быть покрыты снегом. Ниже скал (60 - 70 м по высоте) - осыпи, по которым надо спускаться, выбирая удобный путь и держа направление на левый борт цирка, к хорошо видимому сверху озерцу в форме восьмерки. Обойдя его по левому берегу, движемся влево за скальное ребро и спускаемся к конечным моренам западной части ледника Джаловчат.

На картах и схемах этот ледник показан сплошным от перевала Джаловчат на западе до северного гребня вершины Койавганауш на востоке. Однако в связи с общим сокращением к настоящему времени оледенения он распался на западную и восточную части. С востока границей западной части служит северное ребро пика Локомотив и скальная ступень, покрытая мощной мореной. В морене тонет язык западной части ледника, в верховьях которой находится перевал Адылсу (38). Перед моренными валами, лежащими на самом краю ступени, обширное мелкое озеро (час спуска от перевала). В правой стороне ступени за озером многочисленные площадки для палаток (2900). При подъеме со стороны реки Адырсу это место удобно для ночлега перед прохождением перевалов Адылсу, Джаловчат и связки перевалов Джаловчат - Курмычи.

Спуск целесообразно продолжить по гребню левой морены исчезнувшей части ледника, которая вскоре обрывается над высокой ступенью "бараньих лбов". Поэтому, не доходя до конца морены, траверсируем осыпкой склон (до 25 градусов) вправо к ручью, вытекающему из-под концевых морен западной части ледника Джаловчат.

Идя вдоль русла ручья, оставляя справа высокую, длинную гряду левой морены восточной части ледника Джаловчат, пересекаем зону высокотравных альпийских лугов и выходим к реке Джаловчат недалеко от границы леса, от которой 10 - 15 минут до автодороги, идущей по долине Адырсу (2150). От седловины перевала сюда всего 3,5 часа.

Путь в обратном направлении занимает 2,5 - 3 часа до ночевок у озера на конечных моренах западной части ледника Джаловчат и еще 2 часа до перевала. На спуск до бивака на северо-восточном отроге пика Авиации надо планировать 3 часа. Еще 2 часа уйдет на выход к Баксанской автодороге







  
Вывихи. Вывих более тяжелая травма, чем растяжение суставов. При вывихе возможны разрывы и растяжение сумки . Очень сильная и резкая боль мешает любому движению. При вывихе сустава следует обеспечить полную его неподвижность при помощи наложения шины. При вывихе первое и обязательное условие покой,
Я должен признаться благосклонному читателю, собравшемуся проследовать со мной по страницам этой книги, начатой еще во время экспедиции, в палатке на высоте 5000 метров, и законченной в конце 1954 года, что я долго думал, какой должна быть эта книга. Можно ли ограничиться официальным
Вершины Главного Кавказского хребта (ГКХ), составляющего стержень горной системы Зап. Кавказа, имеют в описываемом районе высоту более 3500 м. Высшая точка Домбай Ульген (4046 м). На север от ГКХ отходят многочисленные отроги (хребты Мысты Баши, Тебердинский,
Редактор Расскажите
о своих
походах
Список личного снаряжения Новички, значкисты На эту тему есть немало материалов, но хотелось бы высказать свою точку зрения, обобщить свой опыт и свои наблюдения. Все это, конечно, можно оспорить. Кто то имеет на эту тему свои взгляды. Но как говорится, сколько людей столько мнений. Каждый горный район имеет свою специфику. И каждый
1983 г. Не просто нынче найти в горах перевал, на котором бы не побывали туристы. Почти не осталось горных хребтов, ими не пройденных. И уж, кажется, совсем невозможно представить горную страну, о которой они знали бы только понаслышке. Между тем такая горная страна есть. Находится она на юго востоке Казахстана и носит название Джунгарский
Выбрав район путешествия Центральный Тянь Шань хребет Терскей Ала Тоо, группа долго разрабатывала маршрут и готовилась к нему. Проводились совместные тренировки на учебном полигоне (ст. Горная, Ростовской обл. ), участвовали в соревнованиях по технике горного туризма. Также


0.899 секунд RW2