Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Суган

Предисловие

Суганские Альпы

МАРШРУТЫ ИЗ ДОЛИНЫ ХАРЕСА

Перевалы Штульской перемычки

Через Цухбун в Грузию

Самый высокий перевал Сугана

Вокруг массивов Доппаха и Нахашбиты

МАРШРУТЫ ИЗ СЕЛЕНИЯ ВЕРХНЯЯ БАЛКАРИЯ

По маршруту Луиджи Гаспаротто

Путь в долину Псыгансу

Выходы в долину Хазныдона

МАРШРУТЫ ИЗ СЕЛЕНИЯ ТАШЛЫ-ТАЛА

У подножия пика Шевченко

Галдорский дубль

Айхвинские перевалы

По пути геологов

В Верхнюю Балкарию через северные отроги

МАРШРУТЫ ИЗ СЕЛЕНИЙ АХСАУ И МАЦУТА

Подъем на панорамный пункт

Перевалы ледников Белаг

Тропами скотоводов и охотников

В урочище Тоторс

Из Мацуты в долину Хазныдона

ЧЕРЕЗ ГЛАВНЫЙ ХРЕБЕТ В ГРУЗИЮ

Маршруты через Караугом в Шови и Цей

Древним торговым путем в Грузию

Поход на ледник Бартуй

По следам Дигорского революционного отряда

Перевал из легенды

Поиск, навеянный книгой

Дорога к морю

Литература

Горнотуристское снаряжение

Туристские маршруты в Суганских Альпах - Путеводители

Через Цухбун в Грузию

Перевалы Цухбун, Игнатенко, Мосота - северный склон
Перевалы Цухбун, Игнатенко, Мосота - северный склон.

Как уже говорилось, участок Главного хребта между вершинами Гезетау и Лабода известен под местным названием Цухбун. Он ограничивает верховья троговой долины реки Харес с юга. Через Цухбун в Грузию ведут 3 перевала: Мосота, расположенный ближе к вершине Гезетау, а также Игнатенко и Цухбун, находящиеся к востоку от него. Начало пути к ним общее, исходным пунктом служит кош у слияния Орсдона и Хареса. От него идем по нижней тропе и за один переход достигаем места слияния Гурамидона и реки Мосоты. Продолжая движение вдоль левого берега Мосоты, вскоре подходим к природному мосту - огромному камню, заклинившемуся в прибрежных скалах. Здесь маршруты к перевалам расходятся.

Перевал Мосота (2А, 3500 м, 5) расположен в Главном хребте восточнее вершины Гезетау, соединяет долины Хареса и Риони, ведет с ледника Мосота на ледник Западный Зопхито. Для прохождения необходимы полный комплект горнотуристского снаряжения и опыт движения через снежные перевалы 1Б категории сложности. Уже в начале нашего века местное население перестало им пользоваться. Впервые преодолен туристами под руководством В. Шимановского в 1958 г.

К перевалу можно пройти по любому берегу Мосоты, тропа хорошо заметна. Выход на язык одноименного ледника пологий, засыпан мореной. На западе ледник ограничен стеной Гезетау. Грандиозный ледопад своим хаотическим нагромождением подчеркивает строгую крутизну скальной стены. Подъем к перевальной седловине пролегает по юго-западному ответвлению ледника, под склоном Гезетау. Поверхность льда разорвана отдельными крупными трещинами, которые легко обойти. Путь не крутой, но по мере подъема к перевалу крутизна достигает 35°, лед закрыт снегом, идти следует в связках с попеременной страховкой.

Сравнительно ровный участок Главного хребта, примыкающий с востока к скальному контрфорсу Гезетау, ограничен двумя скальными выходами и по очертаниям напоминает издали трапецию. Седловина в центре трапеции и есть перевал Мосота, две другие, западная и восточная, проходимы, но более сложны. На перевале есть площадки для ночевки. Тур - на скальном выступе с восточной стороны седловины.

Спускаемся на юг по леднику Западный Зопхито, ориентированному с северо-запада на юго-восток вдоль Главного хребта. Сначала движемся в направлении правого склона, в обход верхнего скопления трещин, а на участке между верхним и средним скоплениями трещин переходим на левый склон. Ниже ледник разорван мощным ледопадом, преграждающим путь вниз.

На уровне ледопада выходим на левую боковую террасу и идем по снежнику между склоном и серповидной мореной. Снежник приводит к началу кулуара в 400 - 500 м восточнее ледопада. Движемся по разрушенным скалам и травянистым полочкам правой стороны кулуара, а в нижней его части - по снегу и спускаемся на ледник. Продолжительность обхода около часа.

Ниже ледопада поверхность ледника относительно пологая, открытая, засыпана моренными отложениями. Не доходя до конца языка, надо перейти на правобережную морену, так как ледник круто обрывается к реке Зопхитури. Двигаясь правым берегом, достигаем старой дороги, которая начинается в 1 км от ледника. Возле впадения правобережного притока, на границе леса, домик геологов. От домика по долине проложена дорога, по мосту она переходит на левый берег и приводит к месту впадения Зопхитури в Риони.

Общая продолжительность маршрута от ночевок в долине Хареса до границы леса в долине Зопхитури 10 - 12 часов. Прохождение перевала целесообразно разбить на 2 дня с ночевкой на террасе южного склона над ледопадом Западного Зопхито.

Перевал Игнатенко (2А, 3500 м, 6) расположен в Главном хребте между вершинами Гезетау и Лабода, восточнее перевала Мосота, соединяет долины Хареса и Риони, ведет с ледника Западный Цухбун на ледник Западный Зопхито. Назван в честь московского туриста Сергея Игнатенко, который погиб на нем 4 августа 1964 г., спасая во время грозы жизнь товарища. Для прохождения нужны полный комплект горнотуристского снаряжения и опыт перевалов 1 Б категории сложности.

Переправившись по "каменному мосту" на правый берег Мосоты, идем вдоль него на юго-запад, пересекая ручьи, текущие со склона. Тропа приводит к минеральным источникам и продолжается дальше по гребню древней береговой морены ледника Мосота. На этом участке тропа производит впечатление заброшенной дороги, настолько она широка и утоптана.

Выход с морены на ледник Западный Цухбун возможен двумя путями. Первый начинается в том месте, где к гребню морены примыкает участок "бараньих лбов". Здесь следует свернуть к "бараньим лбам" и по ним подняться к другой морене, которая тянется от ребра, разделяющего ледники Восточный и Западный Цухбун. От начала морены надо повернуть на юг, затем обогнуть разделительное ребро и выйти на ледник. В месте выхода ледник пологий, но разорван трещинами, надо идти в связках. Более простой путь - по левобережной морене ледника Западный Цухбун - приводит на относительно пологую нижнюю его часть.

По мере подъема к перевалу ледник становится круче, в некоторых местах встречаются отдельные скопления трещин, однако между ними легко найти проходы. Лучше всего двигаться правым берегом ледника, возле склона разделительного ребра.

После 100- 150 м подъема выходим в подперевальный цирк. Седловина перевала представляет незначительное понижение в западной части цирка. Тур - на скалах южного склона возле седловины. Непосредственно под перевалом с юга безымянный ледничок. Спускаемся по нему к огромному каскаду "бараньих лбов". Чтобы избежать сложного лазанья, нужно совершить траверс ледника и осыпной террасы, двигаясь вдоль хребта на запад. Этот путь приводит к серповидной морене в дальнем углу террасы. Дальнейший спуск совпадает с описанным ранее прохождением перевала Мосота, начиная с обхода ледопада по скальноосыпному кулуару.

Переход через перевал Игнатенко занимает 8-10 часов. Ночевки возможны возле минеральных источников в ущелье Мосоты и на осыпной террасе над ледником Западный Зопхито.

Перевал Цухбун (2Б, 3500 м, 7) находится в Главном хребте западнее массива Лабода, соединяет долины Хареса и Риони, ведет с ледника Восточный Цухбун на ледник Западный Зопхито. Для прохождения требуются полный комплект горнотуристского снаряжения и опыт движения через снежные и скальные перевалы 2А категории.

Путь на перевал начинается за "каменным мостом". Переправившись через поток, поднимаемся к леднику Восточный Цухбун вдоль одного из ручьев, вытекающих из него. Следует придерживаться направления на левый край ледника: там лавинами насыпан обширный конус, облегчающий выход на ледник.

Затем продолжительным траверсом с набором высоты проходим поперек ледника к правому берегу, после чего вдоль правого края поднимаемся к перевалу. На пути встречаются скопления трещин, отдельные крутые участки, но в общем подъем относительно пологий. Перевал представляет собой узкую зазубрину в скальном гребне, тянущемся от Лабоды. Сверху открывается вид на Суганский хребет.

Для спуска на юг можно воспользоваться вариантом маршрута через перевал Мосота, ибо все три седловины выходят на общую осыпную террасу южной стороны. Более сложный (требующий навыков скалолазания), но кратчайший путь проложен по "бараньим лбам", поднимающимся над ледником Западный Зопхито, и маркирован турами. Верхнюю часть спуска удается пройти по травянистым полочкам между "бараньими лбами". Ниже встречаются участки скал средней сложности, где обязательна крючьевая страховка. Наиболее сложные и крутые участки расположены в нижней части. Здесь приходится спускаться по веревке. Преодолев "бараньи лбы", попадаем на осыпь и по ней на ледник недалеко от его конца.

Завершающий путь по леднику и долине реки Зопхитури описан в маршруте через перевал Мосота.

Прохождение Цухбуна занимает 8-10 часов, ночевка возможна на южной террасе, ниже перевала.







  
Прямой узел. Рифовый узел узел легко вяжется; под нагрузкой сильно затягивается; самопроизвольно развязывается «ползёт», особенно на мокрых, жестких и обледенелых веревках; используется для связывания веревок одинакового диаметра; использование без контрольных узлов недопустимо; при больших нагрузках
1988 г. Какое оно море? Ты ведь плавал, ты знаешь, спрашивают меня. Какое оно? Не знаю. В зависимости от того, как человек с ним познакомился. С пляжных топчанов сочинского побережья оно одно. С борта туристского лайнера другое. С мостика рыболовецкого сейнера совершенно отличное
В конце грунтовой дороги, идущей по правому берегу Уллукама, напротив молочной фермы ( Ворошиловские кошы ) река принимает второй левый приток Кичкинекол (карач. маленькое ущелье ). Его долина одноименным перевалом (1А) связана с долиной р. Уллуозень. На юго востоке в долину Ненскры (Грузия)
Редактор Расскажите
о своих
походах
Обычно небольшая по весу и по размерам палаточная печь в лыжном походе столь сильно влияет на все лагерное хозяйство, быт, состав работ и распределение стояночного времени, что почти каждая группа использует, а в большинстве случаев и изготавливает эту печь по своему.
Белецкий продолжал писать в Наркомат обороны, убеждал, доказывал, что на Кавказе в данной обстановке он принесет Родине гораздо больше пользы, чем в тылу. Не получив ответа на свои запросы, он понял, что надо ехать в Москву самому. Помог случай. ЦК профсоюза машиностроения затребовал
Дата Участок км Max, м Сон, м H, м 8. 08 Отъезд из Москвы 9. 08 Поезд 0 12. 08 Прибытие в Бишкек, машина до Джилысу, пешком до ФГС 4. 1 2640 2640 100 1 13. 08 ФГС – стрелка Котор Ашутор 7. 2 2800 2800 160 2 14. 08 – висячая долина Котора 3. 1 3200 3200 400 3 15. 08 –


0.056 секунд RW2