Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Путеводители     Кавказ     Средняя Азия     Среднегорье  


Дарвазский хребет

Перевалы Дарвазского хребета

От автора

Предисловие

КРАТКАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ТУРИСТСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА

Географическое положение

Рельеф

Оледенение

Реки

Климат

Растительный и животный мир

Транспорт

Краткая история освоения Дарваза

ПРАВЫЕ ПРИТОКИ ПЯНДЖА

Долина реки Ванч

Долина реки Рохарв

Долина реки Бунай

Долина реки Арнавад

Долина реки Сед

Долина реки Техарв

Долина реки Ширговад

Долина реки Сытарг

Долина реки Мургутга

Долина реки Дараи-Поймазар

Долина реки Пулковки (Мутной)

Долина реки Гармо-Дара

Ледник Русского Географического Общества (РГО)

Западный исток РГО

Северо-западная ветвь РГО

Ледник Комсомлец

Долина реки Дараи-Пшихарв

Долина реки Дараи-Курговад

Долина реки Оби-Висхарви

БАССЕЙН ОБИ-ХИНГОУ

Долина реки Оби-Хингоу

Долина реки Гармо

Ледник Гармо

Ледник Беляева

Ледник Вавилова

Ледник Бивачный, ГМС «Ледник Федченко»

Ледник Шокальского

Ледник Мумбни (Ванч-Дара)

Долина реки Токаист

Ледник Восточный Токаист

Ледник Западный Токаист

Долина реки Сафетоб

Долина реки Бохуд

Долина реки Сагдар

Долина реки Оби-Сытарги

Ледник Сытарги

Правая ветвь ледника Сытарги

Центральная ветвь ледника Сытарги

Левая ветвь ледника Сытарги

Долина реки Зарди-Бираусо

Ледник Зарди-Бираусо

Долина реки Сурайша

Долина реки Минаду

Выход на ледник Батруд

Левый берег Оби-Хингоу выше устья Оби-Мазар

Долина реки Батруд

Долина реки Оби-Биджоу

Ледник Биджоу

Долина реки Нусояк

Долина реки Гуф

Долина реки Оби-Мазар

Долина реки Гыргын

Долина реки Оби-Нисай

Долина реки Оби-Баршид

Мазарский ледник

Дарвазский ледник

Арнавадское плато

Правая ветвь Дарвазского ледника

Долина реки Вырзга (Средняя)

Долина реки Дархарвак

Долина реки Оби-Пшихарви

Долина реки Дараи Зоткин

Долина реки Оби-Занки

Долина реки Писода

Словарь

Литература

Дарвазский хребет - Путеводители

Долина реки Нусояк

Нусояк — левый приток Оби-Биджоу образуется на северных склонах последней пятитысячной вершины Мазарского хребта (5141 м). В его верховьях лежит одноименный ледник, длина которого 6,6 км (см. рис. 23).

Из долины Нусояк перевалом Кристалл (2А*) пройден маршрут на ледник Биджоу. В долину Гуф (Оби-Хингоу) ведут перевалы Нусо-як (2А) и Нусай (2А).

Выше устья реки Нусояк с левого берега Оби-Биджоу у развалин летовки ищем тропу вверх по Нусояку. Она поднимается по травянистым террасам до начала береговых морен (2—2,5 часа).

По карману морены поднимаемся на ледник (3300 м). В нижней части он зачехлен, но вскоре появляется чистый лед. В среднем течении ледник перегорожен ледопадом. Над ним на левом склоне находится перевал Нусай (69). Подъем на него возможен выше или ниже ледопада. Ледопад обходим левым рантклюфтом, а затем возвращаемся на ледник (3700 м). Впереди слияние истоков ледника. В правом находится перевал Кристалл, в левом — Нусояк (6—7 часов от устья; 3,5—4 часа на обратный путь).

Перевал Кристалл (2А*, 4400 м, ск.-лед., 68, рис. 34) расположен в северном отроге вершины 4980 м Мазарского хребта, соединяет долины Оби-Биджоу и Нусояк в среднем течении одноименных ледников. Впервые пройден в 1983 г. московскими туристами (В.Е. Бубнов).

От слияния истоков ледника Нусояк на правом склоне правого цирка, среди отвесных скал и сбросов выделяется единственная доступная седловина. По правому истоку, лавируя между трещинами, подходим к началу подъема (30 минут).

Рис. 34. Перевал Кристалл со стороны ледника Биджоу
Рис. 34. Перевал Кристалл со стороны ледника Биджоу.

Подъем разбит на три участка: снежный склон, начинающийся на леднике, кончается ступенью «бараньих лбов», над которыми снежно-ледовый взлет приводит к перевалу. Снежный склон разорван бергшрундом. Перейдя его по мосту, попадаем на относительно крутой участок (30°х50 м) и подходим к ручью, стекающему по скалам. Справа по ходу от ручья по простым скальным полкам поднимаемся к началу осыпного кулуара, а затем под перевальный взлет.

В средней части перевального взлета выступает скальный останец, выше которого к перевалу поднимается осыпь, сокращающая подъем по ледовому склону. Обойдя скалу справа по ходу (снег-лед, 30°х120—150 м), выбираемся на осыпь и по ней поднимаемся к разрушенным скалам слева по ходу от перевала. Затем, огибая скалы, переходим на лед (45°х50 м) и, траверсируя вправо по ходу выпола-живающийся склон, выходим на широкую седловину (4—6 часов от слияния истоков ледника, 3—4 часа в обратном направлении).

На перевале возможен бивуак, открывается вид на ледники Нусояк и Биджоу.

Со стороны Оби-Биджоу под перевалом лежит небольшой каро-во-висячий ледник (второй сверху левый приток ледника Биджоу).

Спускаемся на него по осыпному склону в направлении скального нунотака (40 минут). От него, траверсируя влево некрутой ледовый склон (трещины!), спускаемся на язык ледника, а затем переходим на левобережную морену (1,5 часа). С нее по осыпи вдоль ручья идем к озеру в карман морены ледника Биджоу (3—4 часа от седловины, 5—6 часов на обратный путь).







  
Хлеб. Сухари быстро надоедают, крошатся и занимают большой объем. Потому лучше чередовать их с испеченным хлебом. Для приготовления хлеба с собой можно взять большую тефлоновую сковороду. Чтобы испечь один каравай, необходимо 10 12 ст. л. муки, 2 ст.
Мечта многих поколений советских альпинистов сбылась и алый советский флаг затрепетал на высотном полюсе Земли. Подобного успеха не знала ни одна из многочисленных зарубежных гималайских экспедиций. По мнению известного итальянского альпиниста, покорителя восьми восьмитысячников Рейнгольда Месснера, советские альпинисты сказали самое веское
Схема района Тепли. Горный узел Тепли это участок Бокового хребта, расположенный севернее более низкого Главного Кавказского и имеющий более развитые по сравнению с последним формы альпийского рельефа. Однако оледенение Тепли, сложность перевальных маршрутов и вершин значительно уступают соседним горным районам:
Редактор Расскажите
о своих
походах
Список личного снаряжения Новички, значкисты На эту тему есть немало материалов, но хотелось бы высказать свою точку зрения, обобщить свой опыт и свои наблюдения. Все это, конечно, можно оспорить. Кто то имеет на эту тему свои взгляды. Но как говорится, сколько людей столько мнений.
1983 г. Ветер шевельнул тонкий перкаль палатки, стряхнув с полотна несколько холодных капель, и я окончательно понял, что проснулся. Сразу вспомнилось: сегодня идем в Географическую. Другой мыслью, тревожной, было подозрение на дождь. Прислушался. Нет, тихо. Просто на скатах осела влага от дыхания.
Варианты подъезда в район и отъезда Подъезд к началу маршрута выглядит так: Железнодорожный участок Смоленок Москва Петропавловск/Казахск. ж Астана Алма Ата /проезд в плацкартном вагоне скорого нефирменного поезда. Автотранспорт автобус микроавтобус автомобиль УАЗ использовался на переездах Алма Ата Бишкек, Бишкек Чолпон Ата, Чолпон


0.103 секунд RW2