Свободный туризм. Материалы.
ГлавнаяПриглашаю/пойду в походПоходыСнаряжениеМатериалыПутеводителиЛитератураПовествованияЮФорумНаписать нам
Фото
  Материалы     Веревки и узлы     Безопасность     Питание     Учебная литература  


Питание в туристском походе

Энергозатраты в походе и их восполнение

Химический состав и калорийность пищи

Продукты для похода

Теперь конкретно о некоторых продуктах

Дневной рацион питания

Раскладка продуктов. Плавающая раскладка

Составление раскладки

Распределение и учет продуктов

Упаковка, хранение и транспортировка продуктов

Питание на маршруте

Приготовление пищи в походных условиях

Туристский примус

Газ или бензин

Витамины и медикаментозные препараты

Водно-солевой режим

Добыча и очистка воды

ПРИЛОЖЕНИЯ

Контроль за физическим состоянием участников похода

Приложение 1

Приложение 2А

Приложение 2Б

Приложение 2В

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Литература

Питание в туристском походе - Материалы

Газ или бензин

Появившееся в последние десятилетия на отечественном рынке газовое оборудование для туристской кухни заметно потеснило привычные бензиновые примусы. Этому способствовало прежде всего снятие с производства отечественных «Шмелей» (ныне их делают в Киргизии под названием «Дастан») а так же удобство и надежность газовых горелок в эксплуатации. Однако, и у них нашлось множество недостатков. Первый и главный — дороговизна. На втором месте — невозможность пополнить запасы топлива на маршруте и запрет на перевозку газа в поездах.

В туристских магазинах широко представлены изделия зарубежных фирм: «Кемпингаз», «Примус», «Колеман», «Ковея», «Маркил» и ряд других. Яркая, но пустая реклама, к сожалению, не позволяет сделать осознанный выбор. Поэтому попробуем опереться на опыт московских туристов, обобщенный Д.А. Губаревым, консультантом магазина «Турга-лантерея», с дополнениями автора.

Раньше всего туристы познакомились с фирмой «Кемпингаз». Очень скоро стало ясно, что пластмассовые детали, особенно кольцо с цанговым зажимом для установки горелки на баллоне, при работе под тепловым экраном плавятся, и герметичность соединения с баллоном нарушается.

Непосредственно для спортивных походов предназначено оборудо вание других фирм, отличающееся унификацией и взаимозаменяемостью а также отсутствием ответственных деталей из пластмассы.

Среди никилерованного множества горелок, разместившихся на магазинных полках, выделим три вида:

— малые горелки, насаживаемые на баллон

— большие горелки, насаживаемые на баллон

— выносные горелки с большим (широким) рассекателем. Малые горелки при мощности около 2,7 кВт потребляют до 100 г газа в час и при отсутствии ветра или под тепловым экраном спо собны быстро вскипятить воду для 1—2 человек.

Большие горелки (с широким рассекателем) мощностью 3—3,2 кВт потребляют 140—150 г газа в час. КПД их ниже, но пламя, распространяясь на большую площадь, способно вскипятить ёмкость с водой на

5—8 литров, разумеется с тепловым экраном. Большие горелки, насаживаемые на баллон можно сдваивать, как и обычные примусы (рис. 5). Однако, такая конструкция неустойчива, а при перегреве может выйти из строя пластмассовое кольцо, (сальник) уплотняющее рукоятку управления, заменить которое нечем. Кроме того, при низкой температуре невозможно подогревать баллон (см. об этом ниже) и контролировать остаток газа.

Этих недостатков лишены выносные горелки. Есть у них и очевидное преимущество: газ подаётся по трубочке, проходящей через пламя горелки, что повышает КПД. Однако площадь, занимаемая такими горелками велика. Больше одной под круглодонную кастрюлю не поставить. Зато используя выносные горелки можно подогревать баллон. Газ расширяясь по мере расхода, охлаждается так, что нижняя часть баллонов нередко покрывается инеем. Давление, а следовательно и подача газа уменьшается. При низкой температуре воздуха газ в баллоне может превратиться в лед, и горение прекратится.

Температура замерзания газа зависит от его состава. Чистый бутан можно использовать только летом. При температуре воздуха ниже +10° баллон с бутаном надо подогревать, а ниже +5° работать с ним очень сложно.

Спасает положение добавка в газовую смесь низкокипящего пропана, В некоторых баллонах (МЗК.) его доля достигает 35%. Фирма считает, что таким газом можно пользоваться при морозе до —23°. Однако теплотворная способность смеси ниже, а расход топлива, соответственно выше. Смесь среднего состава (обычные серые баллоны фирмы «Примус») работают при температуре до -10°, а специальные до -15°.

В холодное время года удобно подходя к месту бивака отогреть баллоны под одеждой, а на ночь положить их в спальный мешок. Для подогревания баллонов выпускаются каталитические грелки-подушки и газовые обогреватели для баллонов и палаток. Умельцы в тех же целях удлинняют соединительный шланг и помещают баллон на крышку кастрюли. Сравнительная стоимость газовых баллонов такова:

Корейские баллоны 220 г 24 р.
Отечественные 220 г 26 р.
«Кавус» 230 г 80 р.
«Примус» 230 г 153 р.
«Примус» 450 г 216 р.
«Колеман» 450 г 250 р.

Отечественные и корейские производители заправляют баллоны обычным бытовым газом с большим содержанием вредных примесей, чем и объясняется их дешевизна. Примеси бытового газа быстро засоряют горелки. То же происходит и при кустарной заправке использованных баллонов и аэрозольных упаковок. В последнем случае в баллон может попасть и обычная вода — результат жульничества продавцов бытового газа.

Работа с горелками и тепловым экраном описана в предыдущей главе. В дополнении к горелкам туристами освоены газовые лампы. Они хороши и как источник света, и как обогреватель палатки. Низкий расход газа позволяет использовать их для дожигания использованных баллонов.

Однако, как бы ни был хорош и удобен газ, в холодное время года и в высокогорных походах жидкое топливо остаётся вне конкуренции. Особенности отечественных примусов описаны в специальной главе. Зарубежные бензиновые горелки непохожи на привычный агрегат и состоят из отдельных частей. Бачок, насос, соединительная трубка — бензопровод и горелка легко разъединяются и могут переноситься отдельно. При такой компоновке невозможен перегрев бачка и следовательно, исключен предохранительный клапан.

Изо всех известных конструкций наименее теребовательны к качеству топлива горелки фирмы «Примус». Они не содержат пластмассовых деталей, в отличие, от изделий фирмы М5К, где из пластмассы сделан насос. В горелках фирмы «Колеман» невозможно прочистить бензопровод, а новый стоит около 500 рублей.

Кроме бензина в горелках «Примус» можно использовать керосин и другие горючие жидкости. Опыт работы с гептаном и гексаном свидетельствует, что они экономичнее и удобнее бензина. В предыдущих главах приведены способы борьбы с характерными запахами и методы транспортировки топлива.

Что касается универсальных горелок, следует иметь в виду, что всякая система типа «два в одном» снижает эффективность обеих. У таких горелок больше расход топлива, ниже КПД.

Отметим, что европейские фирмы дают на свои изделия трёхлетнюю гарантию. На корейские изделия гарантию на год предоставляет магазин «Тургалантерея» в Москве.

Как и в случае с отечественными примусами варочная посуда для импортных горелок должна иметь широкое дно и низкие стенки. В туристских магазинах можно найти специальные комплекты варочной посуды, от малых, на 1—2 человек, до групповых, объемом 5 литров и более.

Весьма экономичны специальные ёмкости с обмедненным дном. Однако стоимость их велика — 500—700 рублей за предмет.

А вот автоклавы и скороварки по-прежнему делают только народные умельцы. Здесь они вне конкуренции, поскольку нередко используют космические технологии, недоступные иностранным фирмам.






  
Хотя узел Бахмана и описан ранее, он относится к карабинным узлам и решено повторить его описание в этой книжке. Карабин своей длинной стороной прикладывается к основной веревке. Репшнур простегивается в карабин, складывается вдвое и 2 3 раза обматывается вокруг основной веревки
Элсворт рассказал мне, что обладает состоянием и большой склонностью к приключениям. Если бы я согласился разделить с ним руководство экспедицией и он будет иметь счастье перелететь через Северный Ледовитый океан, то он может предоставить мне средства на покупку
Берман А. Путешествия на лыжах. ФиС, 1968. Болдырев С. , Жмуров В. , Косарев Е. Сложные туристские походы. ФиС, 1959. Водный туризм. ФиС, 1968. Водноэнергетические ресурсы Кольского полуострова. Вып 1 7 Изд. АН СССР, 1958 1961. Географический словарь Кольского полуострова, т. I. Ленинград, 1939. Кандалакшскнй государственный заповедник (научно
Редактор Расскажите
о своих
походах
Ходовое горные ботинки капроновый костюм фонарики на ботинки носки толстые 2 пары рюкзак накидка на рюкзак по желанию очки темные шляпа от солнца палки (короткие лыжные или телескопы) по желанию Специальное каска рукавицы рабочие 2 пары ледоруб с самостраховкой обвязка блокировка 10 11мм 5м репшнуры 6мм 2 и 3м
1983 г. Не просто нынче найти в горах перевал, на котором бы не побывали туристы. Почти не осталось горных хребтов, ими не пройденных. И уж, кажется, совсем невозможно представить горную страну, о которой они знали бы только понаслышке. Между тем такая горная страна есть. Находится она на юго востоке Казахстана и носит название
Руководитель команды Маршрут (регион) КС Сроки Сл. Нов. Б. Н. Пол. СБ М Лебедев А. А. (г. Москва) Китайский Памир VI 02. 08 01. 09 . 2003 496 451 120 110 110 1287 1 Джулий А. В. (г. Москва) Памиро Алай Фанские горы VI 25. 07 21. 08 . 2003 615 415 34


0.135 секунд RW2